Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Categories:

Холмск

Пора рассказать о самом богатом на впечатления дне сахалинской части путешествия - поездке в Холмск.
Планы большие и даже несколько экстремальные - мне до последнего не верилось в реальность их воплощения :) Насыщенная программа с 10 километрами пешей загородной прогулки требовала максимального использования светового дня. Можно было и с экскурсией, но тогда из-за временных накладок пришлось бы отказаться от замечательного выезда в бухту Тихая и Мангутанский грязевой вулкан, куда своим ходом точно не добраться. В общем, я решил рискнуть, организовав поездку в Холмск и окрестности самостоятельно.
IMG_8915.jpg
Путешественники без личного и арендованного авто знают, что радиальные однодневные поездки - это всегда жёсткий тайминг из-за привязанности к расписанию междугороднего транспорта. А в случае хайкинга это актуально вдвойне - последствия опоздания на вечерний пригородный поезд могли быть плачевными :) Решил создать себе запас времени и ехать самым ранним автобусом, отправлением из Южно-Сахалинска в 7.15. И на какие жертвы только не пойдешь ради полноты впечатлений!
Ехать порядка полутора часов, цена недешёвая - 350 рублей.

1. В Холмске автобусный вокзал совмещён с морским. Непривычное решение!
Первая цель - купить билет на обратный автобус последним рейсом в 18.00. По возвращении в город мог и не успеть, да и вдруг бы мест уже не было, а перспектива остаться с ночёвкой в Холмске не радовала.
IMG_8765.jpg
Но вот билет на руках, можно быть спокойным!

2. Осматриваюсь. Центральная улица города - Советская. Местная первая линия, если можно так выразиться - ее от моря отделяет неширокая полоса портово-промышленной зоны. Холмск в силу характера рельефа сильно вытянут вдоль берега.
IMG_8772.jpg

3. Местное общество толкинистов
IMG_8778.jpg

Общий план прогулки был таковым: от автовокзала по Советской на север, смотрю набережную, после ухожу вверх на параллельную ей Победы, спускаюсь, замыкаю круг по улочкам Холмска и следую в загородный поход.
Не теряю времени - вперёд! Я даже не помню, ел ли я нормально в тот день - так был увлечён предстоящими приключениями. Что-то брал с собой в рюкзаке на перекус, не более того.

4. Одна из городских общественных зон - площадь Мира.
IMG_8780.jpg

5. Больше всего она примечательна великолепным видом на портовую зону.
Холмск - морские ворота Сахалина. Главным портом острова он стал еще во времена губернаторства Карафуто: Отомари (Корсаков) в особенно холодные зимы принимать суда не мог, нужен был резервный вариант. Так поток грузов и переселенцев начал переориентироваться на незамерзающую Маоку, как тогда назывался Холмск.
IMG_8789.jpg

6. Роль порта Холмск еще больше возросла после освобождения Южного Сахалина.
Для укрепления транспортных связей в 1969 году начато строительство железнодорожной паромной переправы Ванино - Холмск. Объём работ колоссальный: новый причал длиной 252 метра, 15 гектар намытой земли, тысячи кубометров вынутого скального грунта и уложенного бетона. 28 июня 1973 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию переправы.


7. Порт Холмск по-прежнему сильно на неё завязан - с материка поступают топливо и так называемые генеральные грузы  (стройматериалы, ЖБИ), вывозится уголь и металлолом.
Это Южная гавань. До Северной я не дошёл: в советские годы там располагался рыбный порт, загнувшийся в 90-е, сейчас база снабжения проекта "Сахалин-2".
IMG_8802.jpg

8. А я отвлекаюсь от портовых видов и направляю объектив в сторону моря.
Поверить только: днём ранее в Корсакове видел залив Анива Охотского моря, а это - уже Японское, точнее Татарский пролив. От мысли, что за такой короткий промежуток времени посетил два новых моря, захватывало дух!
IMG_8813.jpg
Впрочем, в самом узком месте острова западный берег, на котором расположен и Холмск, от восточного отделяет всего 33 километра по автодороге: от моря до моря меньше чем за час.

9. Хмурое небо и холодный свинец водной глади скрашивает яркий забор набережной.
Холмск не столь уж молод - в мой приезд ему было 146! Основано селение Маука в 1870, до русско-японской войны представляло собой крупную факторию по добыче морской капусты и рыбы, на которой были заняты китайские и японские рабочие - об этом писал еще Антон Павлович Чехов.
IMG_8806.jpg

10. Свидетельств тех времен не осталось, да и следы японской промышленно-портовой Маоки еще нужно поискать.
Типичный Холмск выглядит так:
IMG_8816.jpg

11. На Советской есть редкие сталинки. Глядя на облезлые фасады, порой сложно понять, какого цвета было здание...
IMG_8822.jpg

12. Некоторые дома успели обшить сайдингом.
IMG_8823.jpg

13. Но в целом картина, конечно, мрачная: сильные ветра быстро приводят штукатурку в негодность, а ремонтом фасадов 30 лет никто не занимался
IMG_8825.jpg

14. Остатки былой промышленной мощи.
Удивительно, что жестяно-баночная фабрика работала еще в начале 2010-х, несмотря на полный развал местной рыбоконсервной отрасли. Удалось наладить рынок сбыта - продукцию поставляли предприятиям Камчатки и Приморского края. Но на плаву фабрика не удержалась - сейчас, насколько я понимаю, она простаивает.
IMG_8827.jpg

15. Храм Николая Чудотворца в приспособленном здании бывшего кинотеатра. Смотрится очень примитивно
IMG_8829.jpg

16. И вид от него на местные абандоны
IMG_8834.jpg

17. Тем временем я дошёл до Приморского бульвара
IMG_8839.jpg

18. Брутально: море асфальта и серый офисный монстр, вероятно, строившийся в качестве гостиницы
IMG_8841.jpg

19. Нет, не так я себе представлял место с громким названием Приморский бульвар!
Уже почти отчаявшись, я наконец нашёл что-то более-менее похожее на зону отдыха
IMG_8848.jpg

20. Но всё портит жуткая беседка влюбленных
IMG_8854.jpg
Но, наверное, и это убожество власти открывали с помпой, представив как мега-проект по благоустройству!

21. В общем, здесь главное не детали, а виды. Посмотрите, какая роскошная панорама открывается!
IMG_8862.jpg

22. Холмск сполна оправдывает своё название!
Интересно, что в случае с Холмском прослеживается некоторая преемственность топонимов: историческое айнское имя города - Маука (Маока) - на русский переводится как "холмы, поросшие шиповником".
Холмск - слово звучное, красивое. И всё-таки в определенной степени жаль утраченное "Маока", ведь сахалинские объекты поголовно не переименовывали: так, на карте остались Томари и Анива.
IMG_8870.jpg

23. Памятник основателям и освободителям Холмска. Здесь в 7:30 утра 20 августа 1945 года высадился советский десант.
IMG_8874.jpg

24. Клочок набережной у мемориала подновили - ловлю красивые ракурсы с гранитной стенкой
IMG_8915.jpg

25. Отсюда хорошо видна ярусность застройки города.
1-й уровень - Советская, выше которой железная дорога, 2-й - Победы, 3-й - Капитанская.
Эти виды вызывают невольные ассоциации с Мурманском, притом что я там не был (пока что, надеюсь :)
IMG_8887.jpg

26. Лавочки могут быть и такими!
IMG_8931.jpg

27. Портальные краны - зрелище завораживающее!
IMG_8865.jpg

28. Маяк на конце волнореза еще японский.
IMG_8921.jpg

29. Холодный ветер не смущает рыбаков.
А своей очереди в порт ждет большое судно - судя по габаритам, это точно не паром серии "Сахалин".
IMG_8926.jpg

30. Перехожу линию железной дороги
IMG_8942.jpg

31. По узкой тропинке поднимаюсь мимо корпусов Сахалинского высшего морского училища.
Вуз по подготовке специалистов морского транспорта переведён в Холмск из Николаевска-на-Амуре в 1949 году. В советское время аналогичное учреждение было и в Корсакове.
IMG_8946.jpg

32. Двор школы со ржавой металлической конструкцией. Что это?  Для турников низкие.
IMG_8958.jpg

33. Холмск может похвастаться наличием 9- и даже 12-этажных жилых домов. При социализме город развивался стремительными темпами: шло массовое строительство жилья и объектов соцкультбыта с расчётом достижения отметки в 70 тысяч к 2000 году. Из-за нехватки свободного места город рос ввысь: и этажностью, и новыми верхними уровнями улиц.
IMG_8968.jpg
Достигнув пика в 52 тысячи человек на излёте СССР, Холмск в 90-е - 2000-е испытал сильную депопуляцию. Население сократилось вполовину: сегодня здесь живёт всего 27 тысяч. Холмск уступил звание второго по величине города острова более благополучному Корсакову.

34. Пора полюбоваться видами сверху!
Как видно, в Холмске нет естественной гавани - сразу открытое море.


35. По этой причине порт 70-75 дней в году не работает: в непогоду волны могут разбить суда о причал, поэтому они при первых признаках надвигающегося шторма уходят из гавани - в море находиться безопаснее.
Проблему может решить дорогостоящая реконструкция порта с удлинением причалов и строительством нового волнореза.
IMG_8991.jpg
Еще один жизненный вопрос - старение работающих на переправе паромов. Из 10 судов класса "Сахалин" осталось только 3, самый новый из которых - 1992 года, остальные по причине износа были списаны. Вроде бы найдено решение: с Амурским судостроительным заводом в Комсомольске заключены контракты на два парома, но предприятие срывает все сроки поставки.

36. Вдаль уходит улица Советская
IMG_8987.jpg

37. А вот так выглядит найденная мной смотровая :)
По карте она напротив домов 28А и 30А по улице Победы.
IMG_8994.jpg

38. Островок уюта - японский садик у конторы Сахалинского морского пароходства (SASCO)
IMG_8995.jpg

39. Глаз радуется!
IMG_9003.jpg

40. И само управление судоходной компании. Здесь трудится 200 человек, еще 500 - на судах, которых всего 14.
Для города это крупный работодатель, образец стабильности.
IMG_9014.jpg

41. Улица Морская с переездом и внушительной аркой, украшенной гербом
IMG_9019.jpg

42. Потрепанные, но милые ворота порта
IMG_9022.jpg

43. Вид отдельных домов просто пугает!
IMG_9023.jpg

44. Справа - городской суд
IMG_9028.jpg

45. Уже в который раз перехожу через пути, на этот раз по мосту :)
Станция Холмск-Южный, на которой дислоцируется пожарный поезд. В вагончиках на боковом пути справа, как я понимаю, жили рабочие, занятые на перешивке линии. По последним новостям, дорога вдоль западного берега уже работает на общероссийском стандарте колеи 1520 мм, но я в 2017 году успел застать еще аутентичную узкую.
IMG_9033.jpg

46. Холмск - важный железнодорожный узел с тремя станциями: Холмск-Сортировочный (о.п. Поляково), Холмск-Южный и Холмск-Северный.
Пассажирское сообщение ограничивается пригородными поездами на Томари, Чехов и дачным до платформы 77 км, большой  Южный вокзал еще японской постройки в 1992 году разобрали. Прямых поездов с островной столицей после закрытия красивейшего перевального участка, который я покажу в следующей части, больше нет - железной дорогой теперь только в объезд через Арсентьевку, крюк в 174 километра никто в здравом уме делать не будет.
IMG_9034.jpg

47. Руины японского целлюлозно-бумажного завода 1919 года! Предприятие исправно служило и в годы СССР, обеспечивая работой 2,5 тысячи человек - в новой России места ему не нашлось.
Но заброшка получилась крутая. Дизайн водонапорной башни сразу опознается как "не наш"
IMG_9036.jpg

48. Главная площадь Холмска - площадь Ленина. Типовое здание мэрии и непременный атрибут любого российского города


49. Административное здание с кассами морвокзала.
IMG_9055.jpg
Здесь ко мне подошёл японец средних лет: "ингриш, ингриш?"
Оказывается, он узнал меня по вчерашней поездке в Корсаков - мы возвращались в Южно-Сахалинск вместе в одной маршрутке. Вот память у человека! Я бы сроду не запомнил лицо случайного попутчика, с которым даже парой слов не обмолвились. Замечаю, что у азиатов вообще хорошо развита память на лица.
Иностранец вечером собирался отплывать в Ванино, оттуда на поезде в Хабаровск и дальше по Транссибу.
Английским он владеет неплохо, но понять речь из-за сильного специфического акцента стоило мне больших усилий :)

50. ТЦ "Альбатрос" в форме корабля
IMG_9058.jpg

51. Киноцентр "Россия"
IMG_9065.jpg

52. Вид на 4-й микрорайон.
IMG_9074.jpg

53. А есть в этом своя эстетика, согласитесь... Холмск при сильной запущенности, даже мрачности (конечно, своё влияние на такое восприятие оказала и пасмурная погода) обладает особой запоминающейся атмосферой. Мне здесь понравилось. Холмск точно поинтереснее Корсакова.
IMG_9078.jpg

54. Районный дом культуры и памятник юнгам в виде якоря.

Можно было заснять место с более удачных ракурсов, но я не стал мешать работе девушек-садоводов. Не всё так безнадежно в Холмске! Будем надеяться, что и сюда из областного центра доберется волна приведения городской среды к требованиям современной урбанистики.

55. Сквер Героев и мемориал на братской могиле павших при освобождении города воинов
IMG_9102.jpg
Таким я увидел Холмск.
Впереди - невероятная сахалинская природа и чудо японской инженерной мысли, не пропустите!
Tags: 2017 far east trip, Сахалин, Сахалинская область, Холмск
Subscribe

Posts from This Journal “Сахалин” Tag

promo zabivan january 31, 2013 23:33 Leave a comment
Buy for 50 tokens
В этой сводной записи - список опубликованных в блоге трэвел-постов. Еще не все замечательные места освещены в подробном формате, но я работаю над этим :) Для начала - теги поездок со ссылками на обзорные репортажи: 2012 - Таиланд; 2013 (обзор) - Петербург, Европа: Чехия, Германия, Австрия;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →