Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Красноярск. Центральный парк и Детская железная дорога

После пешего покорения Столбов и возвращения в город у меня оставалось еще около часа свободного времени до вечернего автобуса в Томск. Я решил посетить Центральный парк, который я в первый день пропустил, оставив на потом. И не зря: прогулка по парку с осмотром уникальной для России Детской железной дороги получилась прекрасным финальным аккордом знакомства с Красноярском.

1. В восточной части парка, влево от основной аллеи (если заходите, как и я, со стороны улицы Карла Маркса), вам встретится стела ДЖД. Увы, я пришел уже поздно, когда дорога не работала (вход скромно прегражден переносным ограждением в корпоративной символике). Я было расстроился... Но решил, что попробую пройти вперёд, а если остановят, то быстро поверну в "людную" зону парка.


2. На моё счастье, вокруг не было никого, кто мог бы помешать фотосъёмке. Ура! Так что я не так уж много пропустил, придя сюда вечером :)
Что же представляет собой Детская железная дорога? Это своего рода учреждение дополнительного образования по типу Дома пионеров, только узкой специальной направленности. Школьники в течение учебного года проходят теоретическое обучение (как правило, в учебных классах ДЖД, либо на специальных факультативах в школах отдалённых станций) - им преподают основы курса железных дорог. В летний сезон - практика на настоящей железнодорожной линии, пусть и специально построенной узкоколейной.

Дети младшего возраста работают проводниками вагонов, стрелочниками, сигналистами, осмотрщиками вагонов; после второго года обучения - дежурными по станции, начальниками поезда, дежурными по вокзалу. Семи- и восьмиклассники после успешной сдачи испытаний могут попробовать себя машинистами или поездными диспетчерами. Что интересно: ограничений по полу нет. Девушка тоже может управлять тепловозом - во взрослой жизни профессия машиниста исключительно мужская. Водить состав, пусть и миниатюрный - большая ответственность, в нестандартной ситуации ребенок может растеряться, поэтому в кабине всегда едет взрослый машинист-инструктор.
ДЖД имеют важное значение для профориентации - в советские годы от трети до половины выпускников связывали свои судьбы с железной дорогой. В наше время этот процент снизился.

3. Детские железные дороги максимально приближены к действующим магистральным. Карликовый маневровый светофор М1:


4. В качестве подвижного состава на Детских железных дорогах используются те же тепловозы, что и на узкоколейках ведомственных линий (электрификация на ДЖД не получила распространения). Однако, Красноярская - исключение из правил.


5. Её можно смело назвать рекордсменом среди 25 ДЖД, входящих в структуру ОАО "РЖД". Старейшая в России (открыта в 1936, в Союзе вторая после тбилисской) и единственная нетиповая! Ширина колеи здесь всего 508 миллиметров (на всех остальных - 750 мм, совместимая с действующими узкоколейными дорогами).


6. Понятно, что для такой линии пришлось разрабатывать свой собственный подвижной состав.
Немного истории: учащиеся фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе построили действующую модель паровоза Су в масштабе 1:5 (ширина колеи - 305 мм!), демонстрация которой имела огромный успех у местной детворы. Путь решили перенести в ЦКПиО имени М.Горького. Места даже для ребенка в таком игрушечном паровозе не было, поэтому управляли им из прицепленного к нему тендера.
В 1960-е годы деповчане смастерили мотовозы с двигателями от "Москвича-412" (на фото 2 и 4), поэтому колею пришлось перешить на нынешние 508 мм.
В 2006 году на дорогу поступил новый поезд с локомотивом, изготовленном на базе японского микроавтобуса.


7. Входной "Ч" станции Юбилейная.


7а. Длительный период истории Красноярская ДЖД была тупиковой - линия протяженностью 816 метров проходила по восточной части парка, от станции Первомайская до станции Счастливое Детство. На обеих конечных существовали поворотные круги - устройства для разворота локомотива. Сигналисты закрепляли вагоны тормозными башмаками, мотовоз заезжал на круг, обгонялся по соседнему пути и прицеплялся к составу с другой стороны.

Схема с сайта "Детские железные дороги СССР"
В 1998 году станцию "Счастливое Детство" переименовали в "Тупиковую". Символично: какое там в 90-е счастливое детство...

8. Масштабное обновление ждало Красноярскую ДЖД в 2006: к 70-летию она получила не только новый поезд, но и просторный вокзал:


9. А еще через два года путь закольцевали по всей территории парка. Теперь его протяженность составляет 1300 метров, но по-прежнему Красноярская ДЖД - самая короткая в России (самая протяженная - в Свободном, 11,3 км). В 80-х были планы построить новую дорогу на острове Татышев, но, к счастью, они не осуществились, и Красноярск не потерял уникальный в своем роде объект.


10. Прокладка новой линии потребовала устройства технологических проездов - путь дважды пересекает центральную аллею парка, на которой всегда людно.
Отбойный брус перед переездом, все как на "взрослой" железной дороге:

Здесь прохожих о приближении поезда предупреждают "по-старинке" - гудком тепловоза, но в ряде других мест в целях безопасности установлена световая и звуковая сигнализация.

11. Диск жёлтого цвета - "разрешается следовать с уменьшением скорости и готовностью проследовать опасное место..." (из Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации)


12. А вот и оно - "Начало опасного места". Пикетный столбик в шине :)


13. На линии ДЖД есть и второй остановочный пункт, открытый вместе с продлением линии - платформа "Мечта"


14. Стильно-современно :)


15. Цены сезона-2015 и актуальная схема путевого развития:


16. Переезд со шлагбаумом!


17. Это моя первая детская железная дорога - на читинской я до сих пор не был :) Мельком видел ростовскую, и наблюдал за работой ДЖД в Южно-Сахалинске - с удовольствием бы прокатился, но брат, составлявший мне компанию в тот день, воспользоваться услугами прогулочного поезда не захотел. Но об этом когда-нибудь потом, в сериях об этих городах (надеюсь, дойдут руки!)


18. Теперь кратко о Центральном парке. Он имеет давнюю историю - с 1828 года здесь располагался Городской сад, дача первого губернатора Енисейской губернии Александра Степанова. В то время это был девственный кусочек тайги, когда-то покрывавшей междуречье Енисея и Качи - место, занимаемое сегодня центральной частью Красноярска.


19. В 1934 году парку культуры и отдыха "стандартно" присвоили имя Максима Горького, в 2002 году название стало более лаконичным - Центральный парк.


20. Внимание прохожих привлекают... так и хочется сказать, арт-объекты :)


21. Какой же ЦПКиО без аттракционов?


22.


23.


24. Совушки на коре


25. Психоделический осьминог-балалаешник


26. В будний день аттракционы простаивают


27. Тем лучше, можно сделать несколько фото на память без людей в кадре :)


28. Уютный парк. Как мне показалось, здесь нет излишней коммерциализации, как во многих других местах - уединенное место для чтения или романтического свидания на площади в 15 гектаров вы найдете без особых затруднений :) Да и центральная аллея не переполнена ларьками-киосками.


29. Входная группа со стороны набережной Енисея


30. Парк продолжается балконом над набережной, с которого открываются прекрасные виды. Коммунальный мост:


31. И в обратную сторону, вверх по реке


32. Сам балкон каким-то рестораном превращен в площадку для фотосессий

33. Время уже поджимало, но я не мог пропустить колесо обозрения


34. Хорошо просматривается правый берег. Где-то там Столбы:

В левой нижней части снимка - тот самый балкон.

35. А ведь красивый город - несмотря на неоднозначное первое впечатление, к концу пребывания в Красноярске я к нему проникся


36. Зелень парка и Караульная гора на дальнем плане


37. Пора на автовокзал - на следующий день меня ждал Томск. Пока, Красноярск!

Tags: 2015 siberia trip, Красноярск, Красноярский край, детские железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “Красноярск” Tag

promo zabivan january 31, 2013 23:33 Leave a comment
Buy for 50 tokens
В этой сводной записи - список опубликованных в блоге трэвел-постов. Еще не все замечательные места освещены в подробном формате, но я работаю над этим :) Для начала - теги поездок со ссылками на обзорные репортажи: 2012 - Таиланд; 2013 (обзор) - Петербург, Европа: Чехия, Германия, Австрия;…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →