Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Красноярск. Проспект Мира и площадь Революции

Из школьных учебников по географии России я помню, что за Уралом располагается только два города-милионника - Омск и Новосибирск. Информация за 15 лет успела устареть - за эти годы сильно прирос Красноярск, который теперь является самым восточным городом с населением свыше миллиона человек. В Красноярске я провел четыре полных дня (правда, маршрут я составил с "разрывом" на Абакан - два дня до и два дня после пребывания в столице Хакасии).
Итак, запускаем красноярскую серию! В этой записи - "самый центр", главная улица и главная площадь города, а также набережная Енисея со знаменитым Коммунальным мостом.
Приехал в Красноярск я ранним утром, поездом №241 Иркутск - Адлер. Удобно начинать осмотр нового города с началом дня :)



1. В Красноярске огромный вокзал! Историческое здание не сохранилось (да и оно было совсем небольшим для набирающего вес центра крупного региона), в 1961 году на его месте построили новое, к 2004 году расширенное (затраты на реконструкцию составили полтора миллиарда рублей). В том году я как раз проезжал по пути домой из Новосибирска - помню, что вокзал был весь в лесах, проводились работы по ремонту платформ. А в прошлом году я ехал мимо Красноярска из Ростова, вышел купить на вечер кефира, и меня обуяла такая сильная ностальгия по городу! Подумал, что нужно скорее дойти до фотографий того отпуска и воскресить в памяти впечатления о городе. (Вот только сейчас дошёл...) Как раз был мой 26-й день рождения, и меня, заходящего в вагон после небольшой прогулки по привокзальной площади, поздравила проводник: "С днем рождения, пассажир!" - "Спасибо. А откуда вы знаете?" - "Мы всё знаем!" :) Вот такие моменты всплывают в моей памяти при взгляде на это фото.
На дальнем плане - колонна, которую венчает символ Красноярска, лев с серпом и лопатой (изображен на гербе города); и здание с советским панно, которое я оставил на потом, да так и не заснял ближе :(
Сам вокзал, хоть и располагает значительными площадями, не совсем удобный для пассажиров. По приезду из Абакана решил немного подождать открытия хостела в зале ожидания. И что вы думаете? Сидения есть только в платном, в бесплатном - огромный пустой зал, в котором негде приткнуться путнику! Вот уж форменное безобразие. Я совсем не против залов повышенной комфортности, но почему, если я не хочу платить, должен сидеть на сумке в ожидании встречающих родных/начала работы транспорта/пересадки на следующий поезд? Впрочем, я удобно расположился на гранитном подоконнике, и никто меня за пару часов с него не выгонял (хотя, конечно, представляю, что это смотрелось со стороны не очень, но не на полу же сидеть в самом деле - а на платный зал я решил не тратиться из принципа).

2. Но все это было во второй приезд, после Абакана. А в первый день мне повезло больше - администратор хостела Сибирь, расположенного в девятиэтажке в непосредственной близости от вокзала, согласился заселить меня раньше расчетного часа! Кидаю чемодан, принимаю с дороги душ - и скорее осматривать город!

Кстати, это улица Братьев Абалаковых - известных альпинистов, организовавших первые советские восхождения на пики Памира. Неудивительно, что сибирский город стал родиной многих известных покорителей вершин: Столбы, памятник природы в черте города - отличная естественная тренировочная база :) Туда я тоже ходил, репортаж о нем будет ближе к концу серии.

3. Позавтракать ранним утром было негде, кроме как в круглосуточном Сабвее.


4. Вокзал примыкает к городу небольшой промзоной полумертвого комбайнового завода - центр города начинается в паре кварталов дальше, на Красной площади (логично, что в городе Красноярске будет площадь с таким названием :)
Красноярск стал первым городом в Сибири, в котором была установлена советская власть. В 1919 году армия Колчака захватила город (не без боя), жертвы с обеих сторон были похоронены в братской могиле на этом месте. В 1950-е здесь появился обелиск, а в 1970-х 27-метровая стела "Штык, вонзенный в землю".
Как раз проходили работы по благоустройству площади.


5. Местная сеть супермаркетов "Красный Яр" и одноподъездные дома-башни. Желтый кирпич красноярских многоэтажек очень напомнил мне Москву, где такие здания часто попадаются в районах, прилегающих к историческому центру.


6. На площади завершается улица Карла Маркса, одна из трех главных магистралей центра (нумерация домов улиц, параллельных Енисею, ведется с востока на запад). Перспектива улицы эффектно оформлена сталинками с башенками, каждую венчает шпиль (контровой свет позволил сделать снимок только сбоку).


7. Движение по улице одностороннее (на проходящей двумя кварталами выше Ленина тоже, только в обратную сторону).


8. Ну а я ухожу на проспект Мира - парадную магистраль Красноярска.
В его створе - здание ДЦУП (Диспетчерского центра управления перевозками) Красноярской железной дороги. Недолго здесь осталось сидеть диспетчерам - в рамках пилотного проекта полигонной модели управления процессом перевозок диспетчерские центры четырех восточных дорог переезжают в Иркутск, во вновь созданный ЦУП ВП (Восточного полигона). ДЦУП Забайкальской дороги в июле этого года покинул Читу, хабаровских и красноярских движенцев ждет то же самое. Оправдает ли себя такая система - посмотрим. Некоторые читинские диспетчеры, особенно в возрасте, переезжать в Иркутск отказались - их, конечно, трудоустроили, но о предложении равноценных по оплате должностей речи не шло (диспетчеры - "элита" движенцев, управлять поездопотоками на участке длиной 150-200 километров - большая ответственность, сюда идут только после хорошей школы работы дежурными по крупным станциям. Ну и зарплаты у них соответствующие, выше только у руководящего состава. Оставшись в Чите, специалисты сильно потеряли в деньгах). Думаю, что из небольшой Читы еще есть смысл переехать в более развитый Иркутск, а вот из Красноярска или Хабаровска...


9. Маловыразительное здание Музыкального театра (1991), больше похоже на административное, чем на храм культуры.


10. Проспект Мира радует большим количеством нерядовых, монументальных сталинок.
Хотя в 1959 году здесь поехал первый троллейбус, связавший железнодорожный вокзал с аэропортом, сегодня по проспекту Мира электротранспорт не ходит - маршруты проложены по уже упомянутым параллельным Карла Маркса и Ленина. Тем не менее, контактную сеть до недавнего времени не демонтировали, видимо, сохраняли в качестве резервной. Но, судя по последним новостям, предстоящий капремонт главной улицы Красноярска принесет ей "чистое небо".


11. Она несколько раз меняла своё название, пока в процессе "десталинизации" не получила сегодняшнее. Перед последним переименованием среди горожан развернулась оживленная дискуссия: поступали предложения наречь главный проспект в честь Ленина (а улицу Ленина переименовать в Энгельса), Коммунизма, Советским, XXII съезда КПСС... Но горисполком распорядился иначе.  Как мне кажется, название "проспект Мира" не очень подходит для главной улицы - у меня оно больше ассоциируется с новыми районами послевоенной застройки. Но это не более, чем взгляд стороннего обывателя - кажется, красноярцы свой проспект Мира любят, есть даже одноименное интернет-издание о жизни города.


12. Приход святого Иоанна Предтечи в бывшем Архиерейском доме (конец XIX века).


13. Люблю такие "срезанные" угловые фасады


14. Деревянная застройка исторического центра в Красноярске представлена лишь отдельными памятниками (практически все - в отличной степени сохранности), рядовой не осталось - ее заменили парадные "сталинки" на главных улицах, а остатки "истреблены" под типовые многоэтажки.
Очень немногие города сохранили историческую деревянную застройку - такие дома считались пережитком прошлой эпохи, не подобающим новому облику растущих индустриальных центров. Да и сегодня позитивным примером по ее сохранению среди сибирских городов может похвастаться лишь Томск: в Иркутске, несмотря на неустанную полемику, высотки постепенно наступают на тихие малоэтажные улочки; а в Улан-Удэ городские власти и вовсе хотят избавиться от поражающего своей цельностью исторического центра, дескать, морально и физически устарел, и оставить лишь пару кварталов. Моя Чита идет по красноярскому пути, вот только даже немногие отдельные памятники архитектуры городские власти содержать в надлежащем виде не в состоянии - в этом месяце сгорела половина прекрасного дома Шиллинга в стиле модерн, двадцать лет ждавшего реконструкции, и, по-видимому, теперь уже обреченного.
Уносит меня иногда от темы - так вот, в Красноярске, помимо проспекта Мира, об ансамбле застройке говорить не приходится.


15. Жилой дом Севостьянова. Красивый резной карниз! Увы, теряются такие жемчужины в окружении многоэтажек - их красота наиболее полно бы раскрылась среди соразмерной застройки.


16. Как и в Чите, управление железной дороги выходит фасадом на главную площадь города. В Красноярске это Площадь Революции.
Здание украшено ко Дню железнодорожника - я был в городе в начале августа.


17. Вид со стороны улицы Карла Маркса.


18. Модель паровоза Черепановых


19. Через дорогу - центральный парк имени Горького, там я был уже в последний день.


20. Классика жанра: здание краевой администрации (1956, проект 1938 года) и памятник Ленину


21. Нерядовой, мне понравился. Правда, нога почему-то в белой краске...
Установлен к 100-летию со дня рождения Ильича.


22. До 1936 года на месте Дома Советов был кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1845-1861, проект Константина Тона!), а сама площадь до прихода власти большевиков называлась Новособорной.


23. Ансамбль площади сформирован в конце 50-х.


24. Часы "380 лет Красноярску", установлены в 2008 году. Каждый час диктор рассказывает о каком-то значимом событии в жизни сибирского города.


25. Эффектный портик


26. Еще несколько лет назад вид площади Революции несколько портили выработки метростроевцев - здесь должна была располагаться одноименная станция второго пускового участка. Но власти Красноярска, в отличие от Омска и Челябинска, еще лелеющих мечту о метро, трезво оценили перспективы и стволы шахт засыпали. Да и есть ли в городе пассажиропотоки для подземки? Эксперты считают, что обоснование строительства метро в нынешних условиях - когда не люди подстраиваются под транспорт, как было при Советах, а транспорт под людей - в городах вроде Красноярска выглядит весьма сомнительно. Ну в самом деле, кто будет пересаживаться с наземного транспорта на метро, чтобы проехать пару-тройку станций?


27. Бюст "Железного Феликса" на пересечении улицы его имени


28. Административное здание Почты России


29. Настоящее украшение проспекта - доходный дом духовного братства (1914), привлекающий внимание огромным полуциркульным окном


30. Общественный книжный шкаф. Кто-нибудь пользовался подобным?


31. Напротив - довоенная сталинка, в которой расположен Сибтургид Хостел. В нем я останавливался во второй приезд, после посещения Абакана.


32. Доходный дом Либмана (1913) с узнаваемым "модерновым" карнизом


33. И рядом с такой красотой - серая коробка. Ее спасает только советский лозунг на крыше


34. "Детский мир" в торговом доме Н.Г.Гадалова (1882). В 1891 году в нем появилось первое в Красноярске электрическое освещение.


35. Жутковатый барельеф на здании кинотеатра "Дом кино" (в советские годы - "Октябрь", открыт в 1910 году как "Патеграф")


36. Драматический театр имени А.С.Пушкина (1901, значительно перестроен в начале 50-х)


37. Красноярский стрит-арт. Похоже, что даже в технике сграффито! (верхний слой штукатурки сцарапывается для получения изображения)


38. Отклонимся от проспекта Мира и направимся ниже, к Енисею.
Городская администрация с примыкающей часовой башней (местный "Биг Бен", 2001)


39. Театральная площадь (до 2005 - Площадь 350-летия Красноярска). Важный транспортный узел города - она находится в створе Коммунального моста. Интересная особенность развития электротранспорта в городе: в центре, на левом берегу, строились троллейбусные линии, а на правом - трамвайные. Впрочем, трамваи заходили и на левый берег, обеспечивая связь с центром. После открытия Коммунального моста здесь, на площади 350-летия, была обустроена трамвайная станция с разворотным кольцом. Однако в 1994 году эта линия была демонтирована, а в 2004 году такая же участь постигла и пути на расположенном ниже по течению Октябрьском мосту. Электротранспорт в Красноярске продолжает деградировать, все больше уступая автобусу.


40. Светомузыкальный фонтан "Реки Сибири" со скульптурами, их олицетворяющими.


41. В центре - Енисей-батюшка.


42. Памятник А.П.Чехову (1995), на этом месте в 1890 году он ждал переправу через Енисей.


43. Набережная отделена от улицы Дубровинского неширокой зеленой зоной.


44. Изображение на ступенях лестниц - классная задумка


45. Узнаете? Коммунальный мост изображен на 10-рублевой купюре. Экскурсии по Красноярску, рассчитанные на иностранцев, так и называются: 10 rubles tour :)
Открыт в 1961 году - это первый из четырех на сегодня мостов через Енисей в черте города. Ранее сообщение между берегами осуществлялось по понтонному разводному мосту. Общая длина - 2300 метров, включая дамбу на острове Отдыха протяженностью 630 метров и пролеты через протоку Абаканская. Примечателен арочными сводами, которые устанавливались из полусводов - их буксировали к месту установки теплоходами.
На момент постройки - самый длинный автомобильный мост в Азии.


46. Невольно возникают параллели с Новосибирском - там первый мост через Обь, также арочный, был возведен уже после войны, так же в начале 90х была демонтирована трамвайная линия, связывающая два берега.


47. Потрясающее здание речного вокзала (1948-1952), удостоенное серебряной медали на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. Каким мощным было водное сообщение по Енисею, раз воздвигли такую громадину! Не уступает сочинскому морвокзалу.
Увы, в постсоветские годы оно не использовалось и успело обветшать. Проводится реконструкция, результаты которой не радуют - одно крыло вокзала уже лишилось красивых "южных" балконов, подвергшись тотальному остеклению. По окончанию ремонта в здании откроется бизнес-центр.


48.


49. Часовня Дмитрия Солунского


50. Египетский храм на берегах Енисея? Да, представьте себе! В построенном по проекту красноярского архитектора Л.А.Чернышёва здании (1912-1929) сегодня располагается краеведческий музей. Увы, я туда так и не попал - не удалось в плотной программе выделить время на его посещение.


51. Снова "Биг Бен". А ведь можно при желании и в наше время сделать новую достопримечательность: сегодня башня - символ города, не менее узнаваемый, чем Мост или Столбы.


52. Над улицей Вейнбаума. Какая широкая! На остановке перед мостом стоял работник, которому поручено отслеживать интервалы движения автобусов разных маршрутов (уж не знаю, постоянная ли это практика, или просто в том месяце проводили исследование пассажиропотоков).

В следующей части мы вернемся на проспект Мира и осмотрим его начальную часть.
Tags: 2015 trip, Красноярск, Красноярский край, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Красноярск” Tag

promo zabivan april 23, 2017 14:56 40
Buy for 50 tokens
В завершении серии о Бурятии - пост о, пожалуй, самой интересной его достопримечательности. Да-да, самой интересной! Может быть, не столь колоритной, как Иволгинский дацан, или известной, как Голова, но самой познавательной. 1. Этнографический музей располагается в поселке Верхняя Березовка,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments