Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Москва. Поклонная гора и Кутузовский проспект

В этой записи - осмотр музея-панорамы "Бородинская битва" и прогулка по западной части центра столицы: Площади Победы и Кутузовскому проспекту.
Музей-панораму я просто не мог пропустить по совету дедушки, много раз бывавшего в столице. Вполне достойное посещения место, подумал я, да и полюбоваться парадной сталинской застройкой Кутузовского тоже хотелось.
Вынырнул из метро, кое-как найдя выход со станции "Парк Победы". Непривычно глубокая она для Москвы! А еще перегон от "Киевской" на синей ветке невообразимо длинный. Вспомнилась подземка Питера, где к поездам приходится спускаться по несколько минут, да и станции расположены гораздо реже, чем в столице.


2. А вот и музей. Внушительный 23-метровый цилиндрический объем со сплошным остеклением отражает тенденции в проектировании общественных зданий начала 60-х. Оно построено специально для размещения известного полотна, о котором чуть ниже.


3. Впрочем, есть что посмотреть и помимо панорамы. Посетителям предлагается аудиогид, я воспользовался этой удобной опцией. Здесь работают очень приветливые сотрудники - женщина на стойке сувениров впридачу к магнитикам подарила мне пару значков, услышав восторженный отзыв о музее и узнав, что я из далекой Читы. Видимо, место это не очень популярно среди туристов, что я считаю незаслуженным.
Скульптурная группа "Городские жители".


4. За годы работы музею удалось собрать около 40 тысяч предметов эпохи наполеоновских войн, среди которых коллекции живописи, фарфора, декоративно-прикладного искусства, редких книг.


5. Какой же музей войны без обмундирования и вооружения?! Слева - солдаты нашей армии, справа - французы.


6. Копии портретов героев 1812 года, представленных в Военной галерее Эрмитажа (я же смотрю - что-то знакомое! Как часто тогда я проводил параллели с Питером, посещенным годом ранее)


7. Широко представлены картины батальных сцен, хотя некоторые из них написаны уже нашими современниками


8. А вот и главный экспонат, ради которого этот музей и появился. К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года по заказу императорского правительства художник Франц Рубо создал поистине монументальную работу размерами 115х15 метров! Парадокс истории - величайшее полотно о главной битве в войне русских с французами создал родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта! Кстати, это его третья панорама - в 1904-1905 годах он выполнил не менее известную "Оборону Севастополя".


9. Панорама - не просто лентообразная картина. Предметный план и звуковое сопровождение создают иллюзию реального присутствия. Нижняя граница полотна неразличима - настолько умело подобраны объемные макеты. Немаловажную роль играет и свет - он специальным образом через тканевый купол рассеивается на картину, приближая освещение к естественному.
Панорамы выходят за рамки живописи в ее классическом представлении - весь этот комплекс изобразительных средств не может не впечатлить зрителя. К слову, таких масштабных полотен во всем мире совсем немного. В России их всего пять, и почти все они посвящены известным сражениям. Мне довелось увидеть пока только две - вторая, "Волочаевская битва", представлена в краеведческом музее Хабаровска.


10. На картине представлен один из наиболее напряженных моментов сражения - ободренные захватом Багратионовских флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укрепленных пункта русских позиций - деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами. Как известно, русским тогда удалось отбить бой французов.

Художник, хотя и работал над картиной в Мюнхене, лично выезжал на место сражения, изучал архивные материалы, чтобы добиться максимальной исторической достоверности. Малоизвестный факт: изначально он предлагал изобразить другой момент - контратаку русских частей в ходе боёв на Курганной батарее. Эта сцена позволила бы показать нашу армию в "выгодном свете". Но император отклонил эскиз из политических соображений - в свете назревающей мировой войны он попросту побоялся ссориться с бывшим противником, а теперь союзником по Антанте.


11. Судьба панорамы печальна, если не сказать трагична - из своей более чем вековой истории оно было длительное время недоступно для просмотра. Первоначально, к 100-летнему юбилею войны 1812 года был сооружен временный деревянный павильон на Чистых прудах. Предполагалось, что экспозиция разместится в нем только один сезон, а впоследствии его перестроят в камне. "Временный" характер эксплуатации павильона затянулся, как это водится в России, а наспех построенное помещение не обеспечивало должных условий хранения работы - крыша протекала, на полотне стали появляться разводы и пятна. В 1917 году выставку закрыли, а уникальная работа была навернута на деревянный вал и "кочевала" из одного неприспособленного помещения в другое - подвалы, театральные склады, ... Какое-то время хранилось под сценической площадкой Нескучного сада. Все это не могло не сказаться на сохранности картины. На послевоенной патриотической волне о полотне вдруг вспомнили, и его обследование привело к неутешительным выводам: из 1725 кв.метров более 900 фактически сгнило, холст оказался изломан, потерт и изорван во многих местах. Последовал вывод о невозможности реставрации - предлагалось написать заново утраченные части. Но сам Сталин настоял на обратном, и к началу 50-х полотну вернули былой вид. Но подходящего помещения для его выставки не нашлось, и оно пролежало десять лет в запасниках ГМИИ имени Пушкина. В 1962 году, наконец, был открыт зал на Кутузовском проспекте, в районе бывшей деревни Фили, где уже начал формироваться комплекс, посвященный войне с Наполеоном. И снова испытание - пять лет спустя страшный пожар уничтожил две трети картины. Интересно, остались ли после таких утрат фрагменты, написанные Рубо...



12. В зале расставлены информационные терминалы - желающие могут ознакомиться с темой сюжета секторов панорамы


13. К 200-летнему юбилею войны музей был качественно обновлен - появилось много интерактивных элементов. Наиболее впечатляющим для меня был экран с демонстрацией пожара в Москве. Мурашки по коже! Всей душой прочувствовал трагедию древней русской столицы, в те дни практически уничтоженной. Историки до сих пор расходятся во мнении, чьими руками осуществлялся поджог (и был ли он), но факт остается фактом - без этой жертвы война бы наверняка затянулась, ведь французы собирались зимовать в Москве, но не опустошенной страшным пожаром.


14. Lonely Planet версии 1798 года


15. Экспозиции представлены в удобном для восприятия виде. Так должен выглядеть современный музей.

Кстати, с 1 декабря он закроется на капитальный ремонт - если хотели посетить, успевайте до конца месяца.

16. Фарфор с росписями на тему московского пожара


17.


18. Исключительно познавательное времяпрепровождение, советую здесь побывать. И от осмотра экспозиций вы не устанете - он займет у вас не более полутора часов, площади залов не такие большие.
Хотя вот мне теперь непонятно, зачем Москве два музея одной тематики - на Манежной площади, в помещениях бывшего Центрального музея В.И.Ленина, не так давно открыт Музей войны 1812 года.


19. Братская могила участников Бородинского сражения


20. Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе, заложен в 1910 году в годовщину военного совета в Филях. Всегда восхищался пропорциями и приемами русско-византийского стиля - на мой взгляд, наиболее органичного в храмовой архитектуре.


21. Бюст полководца. Есть и памятник, но я его не заснял


22. А вот и та самая Кутузовская изба. Точнее, не та самая - историческую избу крестьянина Михаила Фролова, в которой 1 (13) сентября 1812 года проходил совет, не уберегли, она сгорела при пожаре. Это реплика, восстановленная спустя двадцать лет, в 1886 году. Вроде бы зайти внутрь можно было только под предварительной записи, поэтому ограничился внешним осмотром.


23. Начало октября - холодный пронизывающий ветер и намечающийся дождик. Но это не помеха прогулкам!
Развиртуализировался с Аней benfika, вместе побродили по парку и проспекту.


24. Памятник героям Первой мировой войны, которому на тот момент было только три месяца. Довольно несуразный, как по мне..
Тема Первой мировой войны сейчас активно форсится властями после десятилетий забвения.


25. Общий вид площади Победы. Огромное безлюдное (посреди рабочего дня) пространство показалось мне неуютным.


26.


27. Монумент Победы - высочайший в России, высота - 141,8 метров (по дециметру на каждый день войны). Скульптор - неожиданно :) - Зураб Церетели.


28. Храм Георгия Победоносца, представляющий собой интересный микс из традиций древнерусской архитектуры и стиля хай-тек - есть мнения, что не самый удачный.
Рядом мечеть и синагога, но к ним не подходили.


29. Музей Победы, открытый к ее 50-летию. Думаю, стоит здесь как-нибудь побывать


30. Стильное сочетание узких вертикальных окон и декоративных элементов фасада


31. Жутковатый монумент "Трагедия народов" не заснял, а вот задумка из груды стел понравилась. Надпись, выполненная на языках народов СССР, одна: "Да будет память о них священна, да сохранится она на века".


32. Нет, этому месту идет только выходной день и солнечная погода, иначе совсем тоскливо. Идем обратно

Поклонная гора - сегодня не более чем закрепившееся историческое название, никаких холмов и гор здесь не осталось: восточная часть была срыта при прокладке Кутузовского проспекта, а остатки сровняли в конце 80-х при возведении Площади Победы.

33. Триумфальные ворота. Оригинальные были построены в честь победы русского народа в войне 1812 года на площади Тверская Застава, воссозданы на новом месте в 1968 году.


34.


35. Сталинский ансамбль Кутузовского проспекта. Красив! Облик "башен", практически идентичных (за исключением деталей декора), для меня стал неожиданностью - пропорциями они скорее напоминают венецианские палаццо. Какой разнообразной была сталинская архитектура, последняя в XX веке ретроспектива прошлого наследия.


36. Вид Кутузовского проспекта сформировался по лекалам З.М.Розенфельда, работавшего над этой задачей почти два десятка лет. Какие-то успели возвести до войны, какие-то завершили уже к середине 50-х.
А вот памятник Багратиону новый, открыт в 1999 году.


37. Обязательный для приезжего из далекой глубинки снимок Москва-Сити.


38. Мост "Багратион"


39. Площадь Дорогомиловская Застава (какое название! - в Москву можно влюбиться хотя бы за неповторимую топонимику). Обелиск "Москва - город-герой"


40. Текст Указа о награждении Москвы. Ленин на Ордене Ленина совсем непохож :)


41. Понравился "выглядывающий" ракурс - старое и новое.


42. Кутузовский проспект упирается в здание СЭВ. Благоустройство в Москве - выше всяких похвал! Аккуратная плиточка, скамейки, озеленение. Как хочется, чтобы такое было в каждом российском городе


43. "Украина"


44. Хотя уже давно не "Украина", а 5-звездочная Radisson Royal. Как пошло выглядит зеркальное остекление окон на историческом здании :( Словно не сталинка, а жалкая имитация, туркострой.


45. Украинский бульвар, уже с более поздней застройкой.


46. Приятный сюрприз для меня, не ожидавшего открытия такого вида. Это всё Аня, она знала, куда привести ради эффектной картинки :)


47. Странная композиция из движущегося вверх макета автомобиля


48. Площадь Европы


49. Абстрактный фонтан "Похищение Европы"


50. Киевский вокзал в редких для начала XX века формах неоклассицизма. Чем-то напоминает монументальные вокзалы Нью-Йорка в стиле боз-ар


51. Строгий Киевский, а на дальнем плане ТРЦ "Европейский" - хаотическое нагромождение непонятно чего


52. Пешеходный мост Богдана Хмельницкого - название продолжает украинскую тематику топонимики этого района


53. Похоже на крытую станцию метро с островной платформой - еще бы пути по бокам :)


54. А виды c него знатные открываются. МГУ, труба промзоны и стеклянный дебаркадер


55. На север еще приятнее - Бородинский мост, ведущий к Смоленской площади, и высотка на Кудринской площади. Отсюда отправляются прогулочные теплоходы по Москве-реке, я решил не упустить возможность посмотреть на город с воды, о чем расскажу в следующей части.

Tags: 2014 trip, Москва, музей, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Москва” Tag

promo zabivan april 23, 14:56 38
Buy for 30 tokens
В завершении серии о Бурятии - пост о, пожалуй, самой интересной его достопримечательности. Да-да, самой интересной! Может быть, не столь колоритной, как Иволгинский дацан, или известной, как Голова, но самой познавательной. 1. Этнографический музей располагается в поселке Верхняя Березовка,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments