Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Иволгинский дацан

Быть в Улан-Удэ и не попасть центр российского буддизма - непростительно, к тому же поездка в дацан - отличная возможность познакомиться поближе с культурой Бурятии. Хотя я живу в соседнем регионе, где традиции буддизма тоже достаточно сильны (многие русские, в том числе и из моих знакомых, едут к ламе за советом), это было мое первое посещение дацана  - аршанский был уже после.
Итак, приглашаю на прогулку по Иволгинскому дацану.

1. Для многих туристов, добравшихся до Улан-Удэ, помимо прогулок по "Арбату" и селфи со знаменитой головой Ленина, посещение храма традиционной религии бурят (проживающих в Забайкалье; прибайкальские, т.е. проживающие на современной территории Иркутской области, остаются приверженцами шаманизма) является обязательной частью культурно-экскурсионной программы. Те, кто ограничен во времени, едут в расположенный в самом Улан-Удэ дацан "Ринпоче Багша" - судя по фотоотчетам, оттуда открываются красивые виды на бурятскую столицу. Я же предпочел побывать в Иволгинском дацане, который находится уже за городом.

Как до него добраться? Следуете до автовокзала "Южный" (второе его название - "Селенга" от расположения на набережной этой реки в центре города), где садитесь на маршрутку №130. Ходят они без фиксированного расписания, но с частым интервалом - микроавтобус заполняется достаточно быстро. Проезд стоит 40 рублей (по крайней мере, такие расценки были в 2015 году). Дорога займет минут 40-45. Проезжаете до конечной в Иволгинске (бур. Эбэлгэ), где пересаживаетесь на другую маршрутку, которая за 20 рублей подбросит к дацану (он находится на удалении от поселка, на окраине соседнего села Верхняя Иволга). Итак, на дорогу в один конец у вас уйдет не меньше часа - и вы на месте:


Ворота дацанов состоят из трех частей - центральный вход открыт только по большим праздникам, проходить стоит через левую калитку.

2. Осматривать дацан следует "по ходу солнца" - по часовой стрелке, по тропинке, проложенной вдоль внешней ограды территории. Этот круговой обход называется "гороо". По пути встречаются дома, в которых живут ламы - обычно там же они и принимают посетителей.


3. Территория дацана огромна - внутри могло бы поместиться небольшое село. Впрочем, он во многом и выглядит как обычное бурятское село:

4. Молитвенные барабаны - хурдэ, с нанесенными текстами буддийских мантр. Покрутить его по часовой стрелке равноценно прочтению молитвы.


5. Советы посетителям


6. Чисто, ухоженно - впрочем, как и в любой бурятской деревне


7. Для ориентирования на территории есть даже своеобразная адресная система - видите табличку с номером на голубом домике справа? А иначе, как найти нужного ламу?


8.


9. После круга-гороо вокруг "жилой зоны" посетители попадают к дуганам - буддийским храмам. Всего их на территории 10.
На фото - Чойра-дуган факультета философии Чойра. Исторически - первый Согчен-дуган (главный храм), построенный в 1947-1948.


10. Иволгинский дацан, несмотря на то, что неофициально считается центром Буддийской традиционной сангхи России, относительно молод - он появился в 1945 году. В советские годы, когда в периоды "религиозной оттепели" открывали ранее закрытые храмы, но не создавали новые.
В начале XX века на территории Бурятии существовало 35 дацанов. Дацан - это не храм в нашем понимании, и даже не столько монастырь, сколько религиозно-просветительский центр: при крупных дацанах существуют буддийские университеты. В 1930-е годы все дацаны были закрыты, постройки в большинстве из них были разрушены, ламы арестованы. После войны, в годы религиозных послаблений, было принято решение открыть новый дацан в непосредственной близости от Улан-Удэ, нежели восстанавливать один из старых. Годом позже были возобновлены служения в Агинском дацане (пос.Агинское, центр одноименного бурятского округа в составе Забайкальского края, ранее - Читинской области). Логично, что Иволгинский дацан стал главным в СССР - калмыки находились в депортации, а Тува, еще одна буддийская республика, только вошла в состав Союза.


11. Мое внимание привлекла оранжерея со священным деревом Бодхи (слева). Это пятое поколение дерева - когда-то, 2500 лет назад, медитируя именно под деревом Бодхи, принц Гаутама достиг просвещения и стал Буддой.


12. На территории находится 5 священных ступ-субурганов, посвященных священным событиям буддизма. Верующие обходят их так же, по часовой стрелке.


13. Архитектура субурганов восходит к индийской традиции - там они появились еще до Будды, изначально как памятники-курганы на могилах правителей.
На заднем фоне - постройки действующего с 1991 года Буддийского университета Даши Чойнхорлин. Студенты - их около ста человек - обучаются на четырех факультетах: философском, тантрическом, медицинском и иконографическом. Рабочий день длится с 7 утра до 9 вечера, занятия ведут, среди прочих, преподаватели из буддийских монастырей Индии. Срок обучения составляет 5 лет, по окончании выпускники получают диплом и «титул» ламы, то есть религиозного учителя. Самые способные ламы по окончании университета едут в Индию, где учатся еще 16 лет для получения звания «геше», по-нашему - кандидата философских наук.


14. Многоцветие - одна из традиций буддизма. Красивая, дающая посетителям вроде меня, не знакомых с этой религией, определенную долю экзотики.


15. Маанин-дуган, в котором каждый день проходят молебны во благо всех живых существ. По легенде, когда Будда Шакьямуни впервые давал Учение своим пятерым ученикам, из лесу вышли две лани и, преклонив колени, слушали Учение. С тех пор косули считаются символом слушания Учения. Колесо Сансары означает бесконечное вращение бытия, характеризирующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.


16. А прямо по курсу - Ногоон Дари Эхэн сумээ, храм, посвященный божеству Зеленая Тара. Она считается матерью всех Будд. К Зеленой Таре обращаются как к утешительнице, защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.


17.  Дуганы возводятся в форме ступенчатой пирамиды, с крышей китайского типа с приподнятыми углами, отличающей культовые здания от обычных - причем крыша сооружается над каждым объемом.
Интерьер состоит из зала с рядом колонн. По периметру часто имеется галерея с колоннами для ритуального обхода.


18. Детали архитетуры и полихромия впечталяют воображение.


19.


20.


21. Справа - отпечаток кисти Зеленой Тары на камне, исполняющем желания (увы, не снял крупнее).


22. Если дверь дугана открыта - можно входить. Хотя буддисты толерантно относятся к присутствию исповедующих другие религии на своих молебнах, я видимо из страха нарушить правила поведения долго не решался зайти внутрь. Да и к тому же я турист, мне интересна внешняя составляющая, а вот духовная сторона мне, увы, непонятна.
Все же зашел в один из дуганов. Пожилой бурят настойчиво посоветовал купить бутылочки святой воды и еще чего-то (от этого я молча отказался). Сделал круг по часовой стрелке внутри, увидел двух молящихся русских женщин. Для себя понял, что от буддизма далек - при всем уважении к этой религии порыва постичь ее глубже не почувствовал. Да и есть у меня своя вера, православная.
На переднем плане - Сахуюсан сумээ, посвящён дхармапалам - защитникам Учения. Построен в 1986.


23. Главный соборный храм - Согчен-дуган, построен в ноябре 1976 по классической бурятской архитектурной традиции. Обратите внимание на колоннады верхних этажей.


24. Какое красивое сочетание цветов - белый, золотой, красный, небесный.


25. Тигр - символ энергии, силы и таланта. Китаянка просила меня сфотографировать ее на этом фоне:


26. Кому сувениров? Иволгинский дацан - довольно туристическое место. Можно заказать экскурсию, они доступны на трех языках: бурятском, русском и английском (в зависимости от языка, стоимость немного повышается - для владеющих бурятским она обойдется дешевле всего. Кстати, многие городские молодые буряты в Чите не говорят на родном языке, чего не скажешь об Улан-Удэ: прислушивался к прохожим группам представителей титульной нации - в общении пользуются в большинстве случаев бурятским. По личным ощущениям, в речи бурят много гласного "э" и согласных "х", "ш").

Гуляя по территории, услышал проводимую для пожилых европейцев экскурсию на немецком.

27. А эти ряды уже у входа в дацан. Торгуют сувенирами и монгольским войлоком.


28. Небольшой деревянный храм будды Майтреи - Майдарин дуган.


29. Жуд дуган - тантрический храм, 2001.


30. Китайские львы-стражи на входе


31. Почти все дуганы выстроены вдоль одной линии - их входы обращены на юг. Северные стены обычно глухие, без окон.


32.


33. Этот огромный барабан было не так уж просто раскрутить :)


34. Дэважин сумэ, рай Будды Амитабхи - второй Согчен-дуган. Восьмистенное двухэтажное глинобитное здание, построен в 1970 году.


35. Ну и напоследок - о самом нарядном здании дацана и его главной достопримечательности.


36. Субурганы.


37. Это Дворец Хамбо-ламы Итигэлова (1852-1927), построенный в 2009 по проекту несохранившегося Дэважин-дугана Янгажинского дацана, составленного самим Итигэловым в 1906 году.


38. Внутри дворца - нетленное тело самого Даши-Доржо Итигэлова. Поклонения мощам, присущего христианству, в буддизме нет, но достижение нетленности тела - редчайший феномен, не поддающийся объяснению.
По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 75 лет". Затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молтиву, постепенно и ученики подхватили ее. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов ушел в нирвану. Был похоронен в кедровом кубе в том же положении, в котором находился в момент ухода. Саркофаг по завещанию учителя проверяли в 1955 и 1975 - ламы проверяли сохранность тела, меняли одежду и совершали необходимые ритуалы.


39. В 2002 году состоялось обретение нетленного тела - саркофаг был перенесен в Иволгинский дацан.
Ученые проводили исследования феномена - инфраскрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции предоставленных образцов (волосы, срезы ногтей) имеют прижизненные характеристики (лаборанты проводили сравнения с образцами, взятыми у сотрудников). Трупного запаха при вскрытии саркофага также не было. Однако, он был заполнен солью, которая иссушила кожу. В моменты посещений кожа нетленного тела сорбируют пары влаги, увеличивая вес. Позже влага испаряется, оставляя некоторое подобие пота. В 2005 году по распоряжению Хамбо-ламы Дамбы Аюшиева все медицинские исследования были прекращены.
Доступ к Нетленному строго ограничен - верующие могут увидеть его только в дни больших праздников, 8 раз в году. Тогда его тело переносят в Согчен-дуган.


40. Эта фотография в день загрузки на Яндекс.фотки неожиданно набрала 4 тысячи просмотров.


41. Какая экзотика! Будто бы в Китае.


42.


43. Резиденция Пандито Хамбо-ламы. В таких достаточно скромных условиях живет главный буддист России. С 1995 титул XXIV Пандито Хамбо-ламы носит Дамба Аюшеев.

Я боялся, что во второй день пребывания в Улан-Удэ не успею съездить в два интересующих меня "загородных" места, и даже поначалу выбирал между дацаном и этнографическим музеем. К счастью, успел и туда, и туда.

Tags: 2015 trip, Бурятия, Улан-Удэ, фото

Posts from This Journal “Бурятия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments