Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Улан-Удэ. Соцгород ЛВРЗ

Вторая часть прогулки по Железнодорожному району Улан-Удэ.


1. Продолжением проспекта 50-летия Октября - главной магистрали района, связывающего его с центром города и на котором мы остановились в прошлый раз - является улица Лимонова. На ней - сталинское здание железнодорожного техникума, ныне гордо именуемого Улан-Удэнским институтом железнодорожного транспорта. Честно сказать, как железнодорожник, не понимаю, зачем стоит преобразовывать средние профессиональные учебные заведения в филиалы отраслевых вузов - такой большой потребности в специалистах железнодорожных профессий нет, наоборот, создается их переизбыток, особенно в условиях проводимой в ОАО "РЖД" постоянной оптимизации.


2. Полигон с макетом железнодорожной инфраструктуры в натуральную величину и кругломордый ЭР9.

3. Общий вид с ёлочками


4. К железнодорожному техникуму вплотную примыкает территория локомотивовагоноремонтного завода.
В 1930-е годы бывший уездный Верхнеудинск получил первое крупное промышленное предприятие - "Гигант Бурятии". В то время возникла необходимость в паровозоремонтном заводе в Забайкалье - первоначально его предлагалось построить в Чите, но из-за неподходящих грунтов и линз мерзлоты предпочтение было отдано столице бурятской автономии. Огромный завод, крупнейший подобного рода в Союзе, был построен всего за два года - уже в 1934 году в его цехах рабочие приступили к ремонту первых паровозов.
В стилистике здания заводоуправления отчетливо угадывается конструктивизм.


5. Надо сказать, что в первые десятилетия работы завод занимался не только ремонтом локомотивов. В 1938 году был освоен выпуск паровозов средней мощности "СО" (Серго Орджокинидзе):

В 1943 году серия была перепроектирована, внесен ряд конструктивных изменений. Короткое время завод назывался паровозостроительным; в 1949 году был изготовлен опытный сверхмощный паровоз УУ (Улан-Удэнский завод, собственно такой же аббревиатурой часто называют город в разговорной речи), однако в серийное производство он запущен не был.
Сегодня завод специализируется на ремонте электровозов ВЛ80 и ВЛ85.

6. В последние годы он переживает не лучшие времена - объемы ремонта сократились, да и численность работающих снизилась более чем втрое - с двадцати тысяч перед перестройкой до шести. В 2009 он преобразован в филиал ОАО "Желдорреммаш" - дочерней компанией ОАО "РЖД", объединяющей локоморемонтные предприятия по всей стране.


7. Ныряем в подземный переход под улицей Лимонова.
От основного городского трамвайного кольца здесь ответвляется короткая линия, заходящая в жилой район локомотиворемонтного завода (конечная так и называется - "ЛВРЗ"). Ее обслуживает маршрут №4, проходящий через центр города в Заудинский район к Мелькомбинату.
Линия проложена не вдоль улицы, а сама по себе, через небольшой лесопарк. Очень интересно смотрится, надо сказать. Правда, сосны потеснила стройка. Радует то, что архитектура чем-то даже интересна и выглядит в самом деле похожей на современную европейскую, в отличие от 95% нового офисно-торгового строительства в городах россйиской провинции.


8. Вот уж не знал, что есть такие представительства! "Консульство" наших, агинских бурят


9. Линия не заходит вглубь района ЛВРЗ (или по-старинке ПВЗ, как его до сих пор называют местные), лишь чуть-чуть его огибая. Парадные красоты Соцгорода из окна трамвая не увидеть


10. Главную площадь Соцгорода предваряет Сквер Радуга с симпатичной детской площадкой


11. Побольше такого красочного разнообразия


12. Выходим на площадь Славы - главную в Соцгороде. Он возводился в 1930-е годы, вместе с заводом. По строгим линиям и членению фасадов чувствуется, что здания довоенные - обильный декор стал характерен уже для конца 1940-х.


13. Какие выразительные балконы!


14. Чуть далее по Октябрьской - сталинка уже более "классического" вида


15. Композиционный центр Соцгорода - бульвар-каскад, поднимающийся к Дворцу Культуры.


16. Площадь Славы оправдывает название - вдоль аллеи бульвара есть стелы с именами героев ВОВ


17. Многим зданиям не помешал бы ремонт фасадов


18. Переходный стиль от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму.


19.
20131111-IMG_1207-2.jpg

20. А этому дому повезло - он, по всей видимости, недавно пережил косметический ремонт.


21. Вид на Дворец культуры


22.


23. К ДК ведет лестница из 140 ступенек, в перспективе которой - памятник Ленину в какой-то странной танцующей позе


24. Неработающий фонтан


25. Панорама бульвара


26. Йоу нига бич!


27. Здание ДК ЛВРЗ, открытое в 1935 году, сейчас в запустении. Тогда оно было центром жизни заводского района - сегодня по длинной лестнице поднимается редкий горожанин. Двоякое впечатление: вроде бы видное со всего Соцгорода место, и в то же время из-за особенностей рельефа оно ощущается как глухой отшиб.


28. С площадки перед ДК весь город как на ладони. Вид в сторону поселка Аршан
20131111-IMG_1250-2.jpg

29. И на юго-восток, в сторону спальных массивов за рекой Уда.
В 1930-е годы в Соцгороде успели сформировать ансамбль застройки центральной части с общественными зданиями и учреждениями культурно-бытового обслуживания, но вот на окраинах района уже после войны возводили совсем простые 4-5 этажные здания, вроде тех, что на переднем плане


30. Вернемся к Дворцу. Он состоит из двух частей - клубной и театральной, соединенных крытой галереей-проходом. Клубное крыло с малым зрительным залом на 150 мест и помещениями для кружков и секций функционирует, хоть и тоже нуждается в ремонте


31. А вот театральная часть с большим зрительным залом на 1000 мест с 1993 года закрыта и сегодня пребывает в аварийном состоянии.


32. Нужна срочная реконструкция. Обещали восстановить Дворец  в его былом великолепии к 350-летию города, которое праздновалось в этом году. но, как я понимаю, дело с мертвой точки не сдвинулось.
20131111-IMG_1255-2.jpg

33. А ведь, между прочим, памятник архитектуры регионального значения!
20131111-IMG_1259-2.jpg

34.
20131111-IMG_1265.jpg

35. Увлёкся что-то я видами заброшенного ДК, пора вниз


36. Соцгород впечатляет своей цельностью - позднесоветских или современных зданий здесь нет, мало что выдает сегодняшнее время. Можно смело представить себя в конце 50-х, к примеру :)


37. В экстерьере зданий чувствуется немецкое влияние, хотя вот "гиганты" архитектурной мысли Германии того времени вроде Эрнста Мая участия в проектировании нового района Улан-Удэ не принимали.


38. Планировка улиц поселка учитывает особенности местности. Так, основные "продольные" улицы повторяют изгибы рельефа для выдержки минимальных уклонов.
Изначально центральную часть района застраивали свободно стоящими зданиями вроде этого:


39. В позднее время, в конце 30-х, стали применять квартальную застройку


40. А вдоль основных парадных улиц формируется единый фасад застройки из зданий большой протяженности. Это - вид со двора. Какие эффектные арки!


41. "Дом специалиста". Смотрится очень эффектно


42. Здание интересно не только арками - мне нравится галерея балконов на верхнем этаже


43. Этакий "город-сад", благоустроенный и удобный для жизни тружеников производства. На строительство завода приезжали со всего СССР, возможно, поэтому, Соцгород по духу получился не похожим на район сибирского города - ПВЗ иногда даже называют "бурятской Одессой"


44. А ведь и правда :) Очень похоже на рабочие окраины какого-нибудь южного города.


45. Аналогов местному Соцгородку с его довоенной сталинской застройкой в Восточной Сибири нет.
Да и для Улан-Удэ этот район явился первым, который получил архитектурную и функциональную организованность и единство, несмотря на некоторые недостатки и уже упомнятую мной незавершенность - окраины района сформированы невыразительными оштукатуренными пятиэтажками.

46. Если будете в Улан-Удэ, непременно загляните в Соцгород! Но помните, что это и сегодня пролетарский район - среди горожан ПВЗ считается криминогенным - поэтому в темное время суток гулять тут я бы не советовал :)

А я, закончив прогулку по Соцгороду, поехал на трамвае в центр: заселяться в гостиницу и осматривать самые интересные достопримечательности Улан-Удэ, о которых - уже совсем скоро на страницах этого журнала.
Tags: 2015 trip, Бурятия, Улан-Удэ, фото

Posts from This Journal “Улан-Удэ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments