Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Петровск-Забайкальский

В марте мне довелось съездить в командировку в самый западный город Забайкальского края. Под катом - небольшая прогулка по этому историческому и довольно интересному месту.
Приезжающих в Петровск-Забайкальский по железной дороге встречает такая скульптурная группа.



(здесь и далее - фото, сделанные на телефон. Заранее прошу прощения за качество и излишнее увлечение вертикальными снимками)

1. Памятник с барельефной группой установлены в 1953 году. Мемориальная табличка гласит "Петровский железоделательный завод основан в 1789 году. С 1830 года по 1839 год был местом отбывания каторги декабристов". Представлены барельефы М.А.Бестужева, Н.А.Бестужева, Ф.Б.Вольфа, И.И.Горбачевского, М.С.Лунина, А.Е.Мозалевского, Н.М.Муравьева, И.И.Пущина.


2. Не стоит удивляться тому, что станция в городе Петровск-Забайкальский называется Петровский Завод. С получением в 1926 статуса города село переименовали, а станция осталась с прежним названием.
Вокзальный комплекс состоит из трёх частей, построенных в разное время: сталинской (на переднем плане) - сегодня в ней располагается линейное отделение полиции, советской с залом ожидания и "современной" башни, служащей местом пребывания администрации станции.


3. "Советскую" часть комплекса украшает мозаичное панно, изображающее ссылку декабристов.


4. Рассказывая о вокзале, нельзя не упомянуть крытый пандус для инвалидов. Задуманный для возможности перехода людей с ограниченными возможностями через пути, он простаивает закрытым. Всё-таки вызывает вопросы целесообразность его строительства... Дело в том, что на противоположной от вокзала стороне поблизости от перехода жилых домов почти и нет - смысл было вкладывать миллионы в то, что в принципе не особо и нужно. За состоянием пандуса с "вокзальной" стороны следит полиция, а вот другой без присмотра разбит вандалами.


5. Несколько видов с башни. После поезда, прибывшего в полседьмого утра, нужно подкрепиться сладким чаем, а потом уже за работу :) На переднем плане - как раз "советское" здание вокзала, которое я со стороны путей не заснял. Вокзал, кстати, тут довольно большой, обслуживает не только город, но и Петровск-Забайкальский и Красночикойский районы, а также рядом расположенный район соседней Бурятии - Мухоршибирский, к которому Петровск-Забайкальский ближе, чем Улан-Удэ.




6. Хорошо просматривается заводской пруд на реке Мыкырт.


7. Общие виды станции с пешеходного виадука. Все-таки отличная идея с памятником на перроне - проезжающие могут ознакомиться со славной историей этого города.


8. Станция Петровский Завод - стыковая между двумя дорогами, Восточно-Сибирской и Забайкальской. В советские годы локомотивы приписки как Забайкальской, так и Восточно-Сибирской за пределы своих дорог не выходили, поэтому здесь все грузовые и пассажирские поезда имели стоянку для смены локомотива, на станции действовали крупные локомотивное и вагонное депо. В 1990-е годы плечи обращения электровозов удлинили, теперь почти все грузовые поезда следуют напроход, а пассажирские останавливаются не больше чем на 5 минут. В начале 2000-х многие железнодорожники целыми семьями переезжали на другие станции, где для них нашлась работа.


9. Вид в сторону Улан-Удэ, до него всего 200 километров и три часа дороги. Чита отсюда дальше - до нее 450 километров и почти 8 часов в поезде. Там, за границей станции, начинается Восточно-Сибирская железная дорога.


10. Горный рельеф добавляет колорита этим местам. Город расположен в котловине между хребтами Цаган-Дабан и Заганского, по долинам рек Баляга и уже упомянутого Мыкырта.


11. Пора и поработать.

На служебной машине меня довезли до нечётной системы станции, попутно немного покатав по городу, развозя работников станции. Расстояние между парками станции - 5 километров, и это по железной дороге, по извилистым городским автодорогам
выйдет куда больше. Межгорная долина узкая, и город фактически вытянут вдоль нее и Транссиба. Нечётная система станции в советские годы была отдельной станцией Декабристы, обслуживавшей металлургический завод. С закрытием завода и изменением технологии работы локомотивов на полигоне дорог объёмы работы значительно упали, и две станции в одном городе объединили. Несмотря на это, между ними действует полноценный межстанционный перегон.

12. Рядом с нечётной системой фактически и расположен центр городской жизни - сталинский Соцгород и позднесоветский Микрорайон. Некоторые железнодорожники, впрочем, этот район называют по старому названию нечётной системы, "Декабристы" - "живу на Декабристах". Среди местных еще встречается "Новый город". В обеденный перерыв я пошел прогуляться по его улочкам


13. Улица Спортивная встречает типовыми двухэтажными сталинками, непролазной грязью на солнечной стороне, а на теневой - ледяной коркой, на которой я чуть пару раз не навернулся


14. Симпатичный детский сад


15. Видно, что многоэтажки не так давно прошли капитальный ремонт. Вот кто бы еще такой же ремонт сделал на городских дорогах.

Нашел кафе "Лакомка", в котором мне посоветовали отобедать работники станции. Ожидал увидеть пустое заведение с неприветливой теткой на приёме заказов - обычно так бывает в маленьких городах. Но, к своему удивлению, свободных столов почти не было! Если там обедают местные - этому кафе можно и свой желудок доверить :) Ещё там совсем недорого - щи, плов и чай с пирожком обошлись мне всего в 135 рублей.
Подбираясь через грязевые потоки к кафе, стал случайным свидетелем диалога двух пожилых мужчин. "Ой, а ты чё, живой ещё что ли?" - "Ага, а ты думал, я умер уже?" - "Дак пожил уж своё, пора и помирать".

16. Очень неэстетичный способ прокладки теплотрассы. Замечена единственная девятиэтажка, по узору на балконах напоминающая, что построена она была из комплекта, произведенного на заводе крупнопанельного домостроения в соседней Бурятии. За ней - вторая, по-видимому, начатая в начале 90-х, но так и недостроенная.


17. Кажется, такие же я видел в Улан-Удэ. Обратите внимание на проезжую часть!


18. Скромный новодельный православный храм. До революции в селе Петровский Завод было две церкви (Покровская и Петропавловская), до наших дней не сохранившихся. Храм находится в Микрорайоне с самым свежим в городе жилым фондом - нового строительства в городе, население которого сократилось за последние 30 лет почти в 2 раза - с 30 до 17 тысяч, вроде как и не требуется.


19. Школа №6 по улице Ленина


20. На сильную грязь на дорогах влияют и заметные перепады высот в городе. Да, в Петровск-Забайкальском есть маршрутки. И даже не один маршрут, хотя основной - №1 "Микрорайон - Железнодорожный вокзал". Проезд стоит 22 рубля. Ходят они безобразно, кучкуясь на конечных остановках, при этом по ходу маршрута их не дождаться.


21. Сталинки с красивыми эркерными окнами


22. Несмотря на серьёзную депопуляцию, пустых квартир в городе вроде бы не попадалось. Хотя я гулял только по центральным улицам. Благоустроенное жилье здесь не такое уж и дешёвое, как можно подумать. Однокомнатные квартиры стоят порядка 800-900 тысяч, двухкомнатные - миллиона под полтора. Причём трёхкомнатные продаются часто дешевле двушек. Платить лишние тысячу-две за коммуналку, в городе, где и работать-то почти негде - непозволительная роскошь.


23. На центральной площади Ленина встречает монументальный Дворец культуры металлургов 1957 года.


24. Здание, кстати, хорошо видно из окна поезда


24. Памятник вождю, куда же без него


25. Всё-таки не каждый крупный комбинат в 1950-х строил для своих рабочих такие помпезные здания


26. Общий вид площади. Слева за кадром - здание городской администрации, снимок против солнца не получился


27. Стадион. Внизу - железнодорожная линия со станцией Декабристы


28. Реновированные сталинки. Можно было пройти дальше и посмотреть остатки Парка Победы и интересную пожарную каланчу, но меня уже поджимало время - должен был подъехать служебный транспорт


29. Обратно в чётную систему поехали по западной, "высокой" стороне.
В 1781 году был основан Петровский железоделательный завод - предприятия Нерчинского горного округа нуждались в чугуне, который получали из руд Балягинского месторождения. Впрочем, тот, старый завод, находится в исторической части города, а здесь в конце 1930-х годов фактически было выстроено новое производство, и рядом с ним и сложился район сталинской застройки, показанный выше. Завод являлся предприятием так называемой передельной металлургии - работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Отец рассказывал, что весь металлолом, который они собирали в школе, отправлялся именно сюда, в Петровск-Забайкальский. Пик производства пришелся на 1970: в этом году выплавили 284,8 тыс.тонн стали. Действовали мартеновский, прокатный, огнеупорный цехи, также на заводе было крупное предприятие промышленного железнодорожного транспорта для перевозки продукции между ними. В 1990-е годы из-за развала системы поставок металлолома завод ежегодно снижал темпы производства, пока в июле 1999-го не остановился. В 2001 году после недолгого возобновления работы завод закрылся окончательно. Еще лет 10 назад при путешествии на поезде от Улан-Удэ на восток можно было наблюдать пустые корпуса некогда мощного предприятия (а оно располагалось узкой полосой вдоль Транссиба), но сегодня и от них почти ничего не осталось.


30. Умер завод - умирает и город


31. Новый город я показал, а остальная часть выглядит как-то так.


32. Рабочий день закончился, а до обратного поезда в Читу еще есть время - почему бы не исследовать Старый город?
Часть города, примыкающая к железнодорожному вокзалу, возникла в связи со строительством станции Петровский Завод. Кстати, из-за железоделательного завода Транссиб и был отклонен от кратчайшего и более благоприятного по рельефу пути. Посёлок железнодорожников получил название Родькина Падь. Сегодня, по заверениям водителя служебки, этот район "стрёмненький".


33. Мостик через речку Баляга. Хотел до Старого города доехать на маршрутке, но за 40 минут ходьбы мне попалась только одна попутная. Пришлось сделать кружок в 4 километра вокруг сопки с кладбищем


34. Перехожу по проезду под железной дорогой - и вот он, Старый город. В щель забора наблюдаю электростанцию постройки 1930-х, после подключения города к единой энергетической системе работающей в качестве ТЭЦ. Рядом располагался и старый завод, на подсобных работах которого работали ссыльные декабристы. В сам завод каторжан не допускали - боялись опасного влияния на рабочих.


35. Всё-таки чувствуется, что центр - дома поприличнее, да и в первый раз встретилась улица с хорошим покрытием!


36. Хотя к 1917 году население составляло порядка 6 тысяч, здесь существовала крупная еврейская община. Здание бывшей синагоги - теперь в ней что-то административное


37. И главная достопримечательность города - Музей декабристов, в который упирается улица Дамская, названная в честь их жён:


38. Находится в доме Трубецкой. В 1973 году принято решение об организации музея - дом освобожден для реставрационных работ, но в 1975 сгорел. Отстроен заново по оригинальным чертежам с включением в сруб отдельных бревен прежнего дома. Внутрь не заходил, торопился посветлу дойти обратно.


39. Мемориальная доска.


40.


41. Приятно погулять по историческому месту


42. Добротный домик по улице Советская


43. Здание ТЭЦ, показанное на фото 34, с другого ракурса. Интересна причина появления столь гигантской дыры в стене


44. Обелиск "За свободу", поставленный в первые годы советской власти.


45. Жилой дом купца Вехнера, памятник архитектуры. Примечательно высокое крыльцо с лучковым навесом и дощатый резной фриз. Сегодня его занимает некий баптистский приход "Воскресение"


46. Дома в своем большинстве сохранили свой изначальный вид - обшитых сайдингом не припомню


47. Вышел на окраину бывшего села


48. По берегу пруда выхожу к вокзалу, описав круг по старой части города


49. На горе еще лежит снег


50. Каково же, интересно, жить в этих домиках? Примерно на километр вокруг других строений нет.

Вот так, совместил приятное с полезным :) Несмотря на довольно противоречивые впечатления, город понравился - а по-другому и не может быть, учитывая богатую историю этого места. Жаль только, что перспектив на будущее у него не прослеживается.

Tags: 2016, Забайкалье, Забайкальский край, Петровск-Забайкальский, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Забайкалье” Tag

promo zabivan march 14, 2016 00:20 17
Buy for 30 tokens
В один из вечеров пребывания на знаменитом курорте Бурятии решили прогуляться до местного буддийского дацана. 1. Находится он на противоположном берегу реки Кынгарга относительно посёлка - надо пройти по мосту и идти по дороге не сворачивая. Катастрофическое наводнение 2014 года смыло…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments