Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

О бесплатном проезде по личным надобностям и остановках в пути следования

Тема в комментариях к прошлому посту вызвала интерес, поэтому решил вынести ее в отдельный пост.
Как всем известно, работникам ОАО "РЖД" дается право бесплатного проезда по личным надобностям в купейном вагоне дальнего следования. Право распространяется также на находящихся на иждивении работников детей в возрасте до 18 лет - но, если мне не изменяет память, есть ограничение - детей в таком случае должно быть не более двух. Пассажир-работник ОАО "РЖД" имеет право совершить одну остановку в пути следования на пути "туда" и одну - на пути "обратно".

Также работник компании имеет право бесплатного проезда в пригородных поездах на расстояние до 200 км (а на участках, где отсутствует пригородное сообщение - в общем, а при его отсутствии плацкартном, вагоне поездов дальнего следования всех категорий).

Это выдержка из п.4.2.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014 - 2016 годы.


С пригородными поездами вроде бы все понятно, а вот с поездами дальнего следования - не совсем.
Билет по личным надобностям приобретается по разовому транспортному требованию формы 6 ("разовое" подразумевает, что оно выдается раз в год). Вот как оно выглядит (это мое, закомпостированное-перекомпостированное):

Каждое приобретение билета по требованию кассир отражает штампиком в требовании, и снимает компостер, если билет был сдан (а сдавал я билет ради поездки в Томск, сперва непредполагавшейся, поэтому с Красноярска мне нужно было выехать позже, чем планировалось изначально. Билеты Красноярск - Томск приобретались уже за свой счет, причем обратные подгадал так, что проехал с Тайги до Усолья-Сибирского на одной полке по двум билетам - до Красноярска за свои деньги и с Красноярска по требованию).

Механизм приобретения билетов по транспортному требованию следующий. Сначала в отделе кадров предприятия берется справка для получения требования, с этой справкой работник обращается в билетное бюро, где выдается транспортное требование, и уже с ним направляется в билетную кассу железнодорожного вокзала. Понятно, что электронный билет в этом случае оформить невозможно. Да, непрерывный стаж работника для получения транспортного требования должен быть не менее 11 месяцев. Транспортное требование действует 3 месяца.

Теперь по маршрутам.
Маршрут выбирается от места работы/жительства до любой точки России (а, возможно, даже СНГ - моя коллега несколько раз по требованию ездила в Беларусь), единственное условие - он не должен быть кружным. То есть выписать требование "Москва - Анапа через станцию Екатеринбург" у вас не получится - это как раз кружный, непрямой маршрут. Но в случае отсутствия прямых поездов до места назначения можно прописать в требовании крупную станцию, на которой есть возможность осуществить пересадку. В моем случае это Красноярск, так как до Абакана прямых поездов из Читы нет. Коллеги, едущие отдыхать на курорты Черноморского побережья, выписывают требование с пересадкой в Москве - несмотря на то, что прямой поезд до Адлера из Читы есть, делать пересадку в Москве не возбраняется :) Вообще правила выбора маршрута несколько непрозрачны, прописаны в каких-то ведомых только работникам билетных бюро методических указаниях и каталогах (так, в качестве пересадочной тоже не каждую станцию можно выбрать). Но, в общих чертах я думаю, понятно.

Как я уже упомянул выше, работник (да и любой пассажир вообще-то!) имеет право совершить по одной остановке на пути "туда" и "обратно" на срок не более 10 дней. Что это значит - можно, помимо станций, указанных в требовании, совершить остановку на любой станции без отклонений от маршрута. Это правило осталось еще с советских времен. В принципе, это удобно - если по ходу следования вы, к примеру, почувствовали себя нехорошо, можете сойти на крупной станции, обратиться в медучреждение, поправить здоровье и продолжить маршрут дальше не позднее чем через 10 дней. Только нужно знать одну тонкость, о которой ниже.

Я делал остановки на станции Усолье-Сибирское, что как раз лежит на плечах "Чита - Красноярск" и "Красноярск - Чита".
Правда, в этот раз не обошлось без сложностей. Раньше я мог по такому же требованию взять в кассе билеты "Чита - Усолье-Сибирское" и "Усолье-Сибирское - Красноярск", правда, помня про "правило десяти дней".
С мая этого года согласно какой-то внутренней факсограмме ОАО "ФПК", о которой в билетном бюро толком ничего не знали и не сказали, такой фокус более неосуществим. Железнодорожный билет приобретается теперь только на весь маршрут, указанный в транспортном требовании - в моем случае "Чита - Красноярск" и никак иначе. А как же право остановки? С билетом "Чита - Красноярск" я вышел на станции Усолье-Сибирское, пошел сразу в билетную кассу вокзала, где мне оформили остановку и билет до конечной станции. Не знаю, что выгадывает ОАО "ФПК" в данном случае - я сошел в Усолье, пока место до Красноярска поступило в продажу.. Может, кому-то и надо было срочно уехать и он это место занял, но ведь это не факт. Подозреваю, что мое место до Красноярска проехало пустым.
Сделано это было, наверняка,  с целью "обирания" льготы - одна вроде и есть, но уже не такая "льготная")) Дело в том, что при остановке за билет до станции назначения вы немного доплачиваете - а именно стоимость плацкарты. С работников ОАО "РЖД" ее не берут (об этом я тоже не сразу узнал), а вот работник ОАО "ФПК", как и, понятно, простой пассажир, ее доплачивает.

Что нужно знать еще, если вы собрались сделать остановку в пути следования? Перед выходом из поезда нужно забрать у проводника контрольный купон к проездному документу (отрывная часть билета, которую проводник забирает себе при проверке документов уже в купе, после отправления поезда). Сошли на станции, где решили сделать остановку - необходимо обратиться в билетную кассу не позднее 4 часов с момента прибытия поезда на эту станцию. Кассир ставит на обратной стороне билета компостер (машинным способом). Если вы не приобретаете билет до конечной станции сразу, как сошли с поезда, нужно потребовать у кассира синий бланк. В течение 10 дней вы приходите со своим прокомпостированным билетом, тем самым синим бланком, доплачиваете плацкарту (если вы работник ОАО "РЖД", то ничего не доплачиваете - это прописано в коде организации в транспортном требовании) и получаете билет до конечной станции. Все это выяснено опытным путем - особенно про это нигде не написано, поэтому, может, кому и пригодится. Да, оформить остановку в пути следования по электронному билету невозможно. Хотя вообще-то мало кто в наше время её оформляет, эту остановку, так что кассиры иногда путаются :) Далее - интересный случай об этом.

Проблем на пути "туда" у меня не возникло - старший кассир усольского вокзала оформила мне билет до Красноярска, доплатил я только за постельное белье (да, хоть билет и бесплатный - за белье надо в любом случае доплачивать).
А вот "обратно" остановку оформил не без сложностей. Компостер я поставил, но желаемых мест на нужную дату до Читы не было, поэтому я решил прийти попозже. Кассир уверила меня, что места появятся, и сказала, что я могу прийти за 3 дня до отправления со старым билетом для оформления нового. Тот самый синий бланк, о котором я тогда не знал, она мне не выдала. Спустя два дня я решил, что не буду ждать хороших мест, возьму верхнее купе, пусть доплачу чуть больше (хотя доплачивать тоже не надо было, но я об этом узнал позже :). Мне назавтра надо было уезжать на Ольхон на несколько дней, хорошие места я ведь мог и пропустить, лучше было взять билет сразу. Получилось, что пришел к тому же кассиру, у которой оформил остановку. Билет получил, и со спокойной душой поехал на Ольхон.
И вот как-то утром по пути к байкальскому берегу получаю уведомление о сообщении в "Одноклассниках". Обычно я там почти не сижу, и редко кто мне в этой соцсети пишет. Странно, но это была кассир усольского вокзала, та самая, что оформила мне остановку и продала билет до Читы! Удивительно, как легко она меня нашла. А написала она о том, что возникла проблема в оформлении билета и что мне нужно подойти в кассу.
По возвращении в Усолье я сразу же пошел на вокзал. Оказалось, что синий бланк все-таки нужен, и без него в кассе не проходит отчетность. Меня бы на поезд посадили, но вот кассиру при проверке могли бы объявить замечание. Кассир забронировала мне "обычное" место в плацкарте (то есть билет оформлялся уже не по требованию - а как иначе, если остановка была оформлена неправильно), доплатив своих полторы тысячи рублей, а мой "неправильный" билет на верхнюю полку купе вернула в продажу. В принципе, я ее, как железнодорожник, понимаю, лучше исправить свою ошибку, пусть даже отдав деньги, чтобы не быть пищей для ревизоров.

Кстати, билет ведь не совсем и бесплатный - с общей стоимости проездных документов удерживается налог 13% как за "доход в нематериальной форме". Несколько лет назад этот налог государству выплачивал работодатель (но я этого уже не застал), теперь - сам работник.
Tags: 2015 trip, железнодорожное, ржд
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments