Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Забайкальский пригород: вымирающий вид

Много уже было написано по поводу отмен пригородных поездов. Попробую проанализировать ситуацию в своем регионе.
20120809-IMG_5231.jpg

14 января могло стать последним днем пригородного движения в Забайкалье. На Площади Революции в Чите собирали митинг в поддержку электричек, на котором было озвучено, что достигнута договоренность по оплате регионом долга в 57 миллионов и с отменой вроде бы пока повременят, за исключением двух "совершенно не востребованных пассажирами" маршрутов.
Но этот компромисс временный - проблема не решена, договор между Забайкальской пассажирской пригородной компанией (ЗППК) и регионом не подписан.
Между тем, число пассажиров пригородных поездов в начале года после ввода новых тарифов снизилось в 14 (!) раз. Неудивительно, ведь из-за отказа региональных властей закладывать в бюджете средства на компенсацию убытков пригородной компании региональная служба по тарифам установила цены на проезд в электричках на уровне себестоимости. Одна зона (то есть один перегон) - 90 рублей, Чита - Карымская - 890 рублей, Чита - Могзон - 1250 рублей. Можете себе представить? Правда, многие пассажиры выходят из положения - покупают билет до ближайшей станции. Контролеры таких не высаживают, понимая, что средств на оплату полного билета у населения все равно нет, а тут хоть какие-то деньги.
Многие думают, что разговоры об отменах - это не более чем шантаж и провокация, и до полной отмены электропоездов не дойдет. Не стоит быть столь оптимистичными: опыт Псковской, Волгодской, да даже соседней Амурской области, где исчезли все пригородные поезда к востоку от станции Магдагачи, показывает обратное.

И у нас отмены уже есть, начались они еще в прошлом году. Для края со сложным рельефом местности, где ко многим поселкам отсутствуют автомобильные дороги, позволяющие организовать регулярное автобусное движение, эти отмены воспринимаются очень болезненно.

1 апреля 2014 года  - отменен пригородный поезд №6256/6255 Чернышевск - Букачача (больше по этой 70-километровой ветке ничего и не ходило, сейчас ставится вопрос о ее закрытии)
1 мая 2014 года - пригородные поезда №№6622/6621, 6624/6623 Борзя - Забайкальск, №6242/6241 Амазар - Аячи (кстати, ранее ходивший по маршруту Амазар - Ерофей Павлович, но вот станция Ерофей Павлович некстати расположилась уже в другом субъекте РФ - Амурской области, поэтому маршрут разделили на два: Амазар - Аячи и Аячи - Ерофей Павлович, второй "огрызок" планируют с 1 февраля этого года также отменить).
Пробовали поиграться с периодичностью курсирования отдельных поездов - с 1 октября 2014 года отменили по рейсу в неделю для каждого из следующих поездов: №6212/6211 Шилка - Чернышевск (из Шилки по субботам, из Чернышевска по воскресениям), №6260/6259 Куэнга - Сретенск (по четвергам), №6224/6223 Ксеньевская - Могоча (из Ксеньевской по субботам, из Могочи по воскресениям).
С 1 января 2015 года отменено сразу 5 пар поездов: №6022/6021 Чита II - Карымская (курсировавший по пятницам, субботам и воскресениям, но по разговорам обещают его запустить с 15 мая по 15 октября для дачников, вместо такой же "дачной" электрички №6044/6043 Чита - Дарасун, ходившей еще при живом №6022/6021), №6612/6611 Оловянная -Борзя (по маршруту пустили автобус, а рабочие поезда Оловянная - Ясногорск продлили до Ясной, но как оказалось, ненадолго), №6110/6109, 6112/6111 Хилок - Могзон (самая скандальная отмена, фактически сделав недоступными для жителей восточной части Хилокского района поездки в районный центр - жители доведены до отчаяния, готовы перекрыть Транссиб) и №6228/6227 Могоча - Амазар.
Со 2 февраля отменяются и те самые "невостребованные" маршруты №№6514/6513, 6618/6617 Оловянная - Ясная, курсировавшие по рабочим дням недели. Три крупных поселка населением в 8 тысяч человек каждый лишаются удобной связи, при том, что организовать автобусное сообщение не представляется возможным из-за наличия больших уклонов на примыкании к федеральной трассе от поселка Ясногорск, и фактическим отсутствием прямой дороги между Ясной и Ясногорском, а в объезд, через федералку получается неоправданный крюк, с опять же большими уклонами на примыкании, по которым в гололед порой не могут подняться автомобили. В подтверждение кусок карты, показывающий что по железной дороге путь значительно короче:

оловянная

Таким образом, на территории Забайкальского края сохраняется курсирование только 19 пар пригородных поездов из 31, что ходили ранее.

Вместе с отменами пригородных ЗППК проводит масштабную оптимизацию билетных касс. На малых станциях дороги билетные кассиры относились не к Забайкальскому железнодорожному агентству (структуре ФПК), а к ЗППК. Кассиры ЗППК продавали билеты и на дальние, и на пригородные поезда. Но с 1 января жителям станций Атамановка, Дарасун, Кручина, Могзон, Новая, Бада, Жипхеген, Новопавловка, Тарбагатай, Харагун, Хохотуй, Хушенга, Солнцевая, Урульга, Жирекен, Сбега, Урюм, Адриановка, Безречная, Степь, Шерловая, Ясная предлагается покупать билеты на дальние поезда только через интернет. Упраздняют даже пригородные кассы на главной пассажирской станции областного центра - Чите II! Закрытие касс означает фактически и закрытие вокзалов - пассажирам негде будет спрятаться от непогоды, ожидая свой поезд.

Жаль, что пригород в нашем крае переживает свой бесславный конец.

В 2014 году в границах Забайкальского края пригородными поездами перевезено 1 255 тыс.пассажиров. В 2008 году только на Читинском отделении дороги (Петровский Завод - Шилка + южный ход дороги) пригородными поездами воспользовалось 2 827 тыс.человек! Более чем двукратное снижение, и это при том, что цифра 2008 дана без учета пассажиров электричек бывшего Могочинского отделения.
Причины столь драматического снижения прежде всего в отменах электричек на Читинском узле в 2009 году (вот и вот), и частых опозданиях оставшихся - пассажирам стал неудобен этот вид транспорта, с большими промежутками между рейсами и непредсказуемым временем прибытия - согласитесь, неприятно опоздать на работу или домой из-за того, что ваша электричка простояла где-то час под "окно". Электрички опустели, пассажиры пересели на более понятный автобус.

Чита, конечно, никогда не могла похвастаться высокой интенсивностью движения электричек - пригородная зона малонаселена (особенно к западу от города), да и дачных кооперативов по ходу электрички не так много. Но все же еще лет 8 назад расписание было более удобным.

читапригород
Нашел вот служебку 2002-2003 годов, приведу выдержки оттуда.
Из Читы в сторону Карымской курсировали: 4 пары Чита I - Карымская (№№6011/6012, 6034/6033, 6038/6039, 6046/6045), 1 пара с зонным оборотом по Дарасуну (№6036/6037) и еще пригородный №6043 Маккавеево - Чита II, отправлявшийся ранним утром в 23:54 мск и позволявший жителям станций Читинского района добираться на работу в областной центр. Итого 5,5 пар на восточном направлении.
В сторону Могзона: 3 пары электропоездов Чита II - Могзон (№№6014/6013, 6024/6023, 6048/6047) и 1 пара с зонным оборотом по Яблоновой (№6018/6017). Итого 4 пары на западном направлении. Школьный пригородный №6116/6115 Яблоновая - Лесная в расчет брать не будем.
Вполне неплохая периодичность.

В служебке 2009-2010 гг. (еще не учтены отмены июля 2009 года) заявлены 4 пары Чита I - Карымская (№№6012/6011, 6034/6033, 6040/6039, 6046/6045) и та же утренняя электричка №6043 Маккавеево - Чита - 4,5 пары на восточном направлении (ежедневно!) и уже только 2 пары Чита II - Могзон (№6014/6013, 6048/6047).

В графике прошлого года - 2 пары ежедневных электричек Чита I - Карымская (№№6012/6011, 6034/6033), к которым по пятницам, субботам и воскресеньям добавлялась пара №6022/6021 плюс курсировавшая в летнее время опять же по пятницам и выходным пара №6044/6043 Чита II - Дарасун. Довольно странная конфигурация: 2 пары с понедельника по четверг, 4 пары с пятницы по воскресенье с 15 мая по 15
октября, в остальной период года с пятницы по воскресенье - 3 пары. На направлении Чита II - Могзон те же 2 пары.

Сейчас же на обоих направлениях осталось по 2 пары (не факт, что обещанную на лето третью пару №6022/6021 все-таки запустят), и те по всей видимости скоро будут отменены. Но если на направлении Чита - Карымская пассажиропоток  закрыт автобусами, отправляющимися каждый час (правда, не охвачены несколько дачных кооперативов, к которым нет автомобильных подъездов), то вот до Могзона из-за ужасного состояния дороги автобус ходит через раз, часто ломается - жители по указанным причинам на нем ездить опасаются.

Tags: Забайкалье, Чита, железнодорожное, ржд
Subscribe
promo zabivan march 14, 2016 00:20 17
Buy for 30 tokens
В один из вечеров пребывания на знаменитом курорте Бурятии решили прогуляться до местного буддийского дацана. 1. Находится он на противоположном берегу реки Кынгарга относительно посёлка - надо пройти по мосту и идти по дороге не сворачивая. Катастрофическое наводнение 2014 года смыло…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments