Siempre hay esperanza (zabivan) wrote,
Siempre hay esperanza
zabivan

Почему в Чите нет трамвая?

Этот вопрос интересует меня уже давно. Действительно, Чита является одним из немногих региональных центров в восточной части страны, в котором нет трамвайного хозяйства, наряду с Благовещенском и Тюменью. Абакан, Горно-Алтайск, Кызыл в расчет не берем, так как в советское время это были центры автономных областей в составе краёв (Тувинская АО в 1961 была преобразована в АССР, но сути это не меняет - все эти города гораздо меньшей "весовой категории"). Чита, занимая десятое место среди городов Сибирского федерального округа по численности населения, является крупнейшим его городом без трамвая. Как же так получилось, что трамвай в городе так и не открыли?
Запуск трамвайной линии предлагался еще в 1911 году. Читинский купец Дмитрий Полутов, известный горожанам в основном по одному из интереснейших исторических ансамблей в центре Читы - Полутовскому кварталу (в границах улиц Бутина - Ленина - Журавлева - Чайковского), совместно с купцами Поляковым и Неверовым открыл первую электроосветительную станцию в городе. Логично, что именно его товарищество взяло в Городской Думе концессию на строительство трамвайной линии. Но до 1914 года проект осуществлен не был, а после на почти полтора десятилетия стране стало как-то не до трамваев. Интересно, какой бы была линия, будь реализован проект.. Подозреваю, что осевой улицей для трамвая была бы Амурская, как главная в городе в то время.
Чита к 1913 году была уже довольно крупной, населением в 77 тысяч жителей. Сравним с соседями. Улан-Удэ, в то время уездный Верхнеудинск, хоть и был центром одной из крупнейших в Сибири ярмарок, до Читы не дотягивал - всего 17 тысяч человек. Иркутск же был куда солиднее Читы, его население к 1913 году перевалило за сотню тысяч человек (если точнее, 134 тысячи). Огромное для того времени! Был уже утвержден план строительства трамвайной линии с двумя маршрутами, но опять же его реализации помешала начавшаяся Первая мировая война.
В 1930-е годы о строительстве трамвайных линий в Восточной Сибири особенно не помышляли. Трамвай в те годы открывался лишь в городах большой индустрии - Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке. Даже Красноярск получил линию уже после войны. В Иркутске снова что-то наклёвывалось, но из-за войны не осуществилось.
Новый массовый ввод трамвайных хозяйств в эксплуатацию по стране произошел уже в послевоенные годы. Тогда же, в 1947, наконец, получил трамвай и Иркутск. Все в общем понятно - город крупный, причем разрезанный Ангарой на две части, возникала необходимость открытия надежной системы общественного транспорта для связи центра с железнодорожным вокзалом. В 1953 году запущена линия в строящемся индустриальном Ангарске.
В Улан-Удэ трамвай появился уже на закате эпохи расцвета этого транспорта в СССР, в 1958. Интересно, что на тот момент Чита и Улан-Удэ были практически одинаковы по численности населения (Данные за 1956: Чита - 162 тыс., Улан-Удэ-158), однако в Чите трамвай запущен не был. Думаю, этот факт поддается объяснению. Улан-Удэ на тот момент был крупным промышленным центром благодаря открытому еще до войны паровозовагонноремонтному заводу (гораздо более крупному, чем Читинский ПВРЗ, будущий ТРЗ) со своим микрорайоном (или как в то время называли, соцгородом). Чита же могла похвастаться лишь машиностроительным заводом, который только-только набирал обороты. Да и взгляда на карты городов хватает, чтобы убедиться в большей протяженности Улан-Удэ (вокзал на другой стороне железной дороги от центра, да еще и уже упомянутый крупный заводской микрорайон - берусь судить о характере застройки города, хотя сам в Улан-Удэ не был). А что Чита? Центр довольно компактный, вокзал совсем рядом от центральной площади, огромного района КСК, как и самого комбината, тогда еще не было. Чита вообще никогда не была промышленным городом, а больше "инфраструктурным" - достаточно вспомнить, что в центре тогда еще Читинской области располагался штаб Забайкальского военного округа и до сих пор расположено управление огромной Забайкальской железной дороги, основные "градообразующие" предприятия. Трамваи же строились преимущественно в индустриальных городах для доставки рабочих на заводы, коих в Чите на тот момент, кроме мелких да машзавода, и не было.
После середины 1950-х трамвай стал рассматриваться как устаревший вид транспорта. Во многих городах линии с центральных улиц были перенесены на параллельные им второстепенные. Трамвай стал уступать место троллейбусу, новых систем в городах почти не строилось. Одним из последних в стране открыто трамвайное хозяйство в городе химиков Усолье-Сибирском Иркутской области (1967), и в 1980-е годы введены в строй системы внеуличного скоростного трамвая, опять же для доставки рабочих на градообразующие заводы-гиганты - Старый Оскол (1981) и Усть-Илимск (1988). Чита же в 1970 году обзавелась троллейбусом.
И все-таки интересно, какой была бы трамвайная система в Чите? По личным наблюдениям, в городах с трамваем улицы изначально проектируются более широкими, возможно так было бы и у нас бы в новых микрорайонах, а при частичной реконструкции центра под трамвай улицы расширили. Вот, правда, сегодня, в немалых для такого небольшого города пробках, трамвай бы доставлял немало радости водителям, хотя это как посмотреть. В городах центральной Европы такие же узкие улицы, однако там никто не вырубает деревья под парковки и не выкорчевывает с улиц рельсы в угоду личному автотранспорту, как делают в наших городах. Там личный автомобиль - своего рода роскошь, доступная только людям со статусом, а проблема передвижения горожан решается грамотно организованной системой общественного транспорта, в том числе трамваев. Нет хаоса маршруток, которые могут и не подойти в нужный момент на остановку, вынуждая вас заказывать такси, чтобы не опоздать на работу (не говоря уж о том, как уехать из центра на КСК, Зенитку, Советскую после девяти вечера - маршрутку вы не дождетесь) - весь транспорт ходит как часы, по расписанию, которое вывешено на каждой остановке и соблюдается минута в минуту. Когда же так будет у нас...

Спасибо, что прочитали порцию трамваефильского бреда)
В качестве небольшой награды привожу вам телефонофото (извиняюсь за качество) иркутского трамвая. Так могли бы выглядеть и читинские улицы, но этого уже никогда не произойдет.
20130506-20130506_135423
Tags: Чита, общественный транспорт, размышления
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments